1) Сам термин "Кровавое воскресенье" носит условно-международный характер. Википедия приводитцелый список подобных событий:
- Кровавое воскресенье (1871) — день подавления Парижской коммуны.
- Кровавое воскресенье (1887) — столкновения в ходе демонстрации 13 ноября 1887 года в Лондоне, Великобритания.
- Кровавое воскресенье (1900) — события второй англо-бурской войны связанные с большими потерями войск Великобритании.
- Кровавое воскресенье (1905) — расстрел демонстрации 9 (22) января 1905 года в Санкт-Петербурге, Россия.
- Кровавое воскресенье (1913) — кровавые события во время Дублинского локаута.
- Кровавое воскресенье (1916) — столкновения между властями и членами профсоюза в Вашингтоне.
- Кровавое воскресенье (1919) — события в Мариборе приведшие к присоединению области к Королевству СХС и изгнанию значительной части немецкого населения.
- Кровавое воскресенье (1920) — кровавые события в Дублине во время войны за независимость Ирландии.
- Кровавое воскресенье (1921) — фашистская провокация в Больцано, Италия.
- Кровавое воскресенье (1932) — нацистская провокация в городе Альтона, ныне — район Гамбурга.
- Кровавое воскресенье (1933) — нападение штурмовых отрядов СА на молодежную организацию КПГ в Айслебене.
- Кровавое воскресенье (1938) — разгон полицией демонстрации безработных в Ванкувере.
- Кровавое воскресенье (1939) — погром немецких жителей 3 сентября 1939 в Быдгощи, Польша.
- Кровавое воскресенье (1939) — события 10 сентября 1939 во время обороны Варшавы.
- Кровавое воскресенье (1965) — нападение на первый марш за гражданские права из г. Сельма в г. Монтгомери, США.
- Кровавое воскресенье (1969) — нападение ультраправых боевиков на демонстрацию протеста в Стамбуле, Турция.
- Кровавое воскресенье (1972) — расстрел демонстрации 30 января 1972 года в Дерри, Северная Ирландия.
2) Участники ЖЖ-дискуссий на эту тему, в большинстве своем лично пережившие эпоху "бархатных революций" в Восточной Европе и "оранжевых революций" в СНГ, почему-то в упор отказываются признать сходство событий 1905-1906 и, допустим, 1989-1993 гг. Разговор об внешнем финансировании январских событий постоянно сводится к тезису: "всех купить нельзя". При этом забывается, что массы испокон веков требовали не только хлеба, но и зрелищ. Выход на псевдокрестный ход, подача петиции самому царю, ощущение своей влиятельности и причастности к государственному управлению и стали в январе 1905 г. тем зрелищем, которым провокаторы типа Гапона и Рутенберга подкупили рабочие массы. Мечта о том, что царь примет и немедленно выполнит петицию, упраздняющую весь государственный порядок, уступила место серьезному, трезвому мышлению, и рабочие повели себя, как последние перестроечные интеллигенты.
При этом части правящей элиты, видимо, были предложены столь же призрачные маски "спасителей Отечества". "Герой" 1905 года Дмитрий Трепов с его "Патронов не жалеть" - в каком-то смысле предтеча Керенского или Колчака (или нашего Руцкого). Элементы театральности прослеживаются и в поведении Витте, и, позднее, в жестах Столыпина. При этом Столыпин был достаточно умен, чтобы играть свою роль сознательно, потакая желаниям части общества. Но временами заигрывался и он.
По сути, в ситуации 1905 года я вижу только двух неигровых лидеров: Николая II и... Владимира Ульянова. Но это уже тема для следующего поста.
В качестве иллюстративного материала
Шикарная подборка иллюстративно-агитационного материала 1905-6 гг. Школа черного пиара для начинающих.