marina_klimkova (marina_klimkova) wrote in history_russia,
marina_klimkova
marina_klimkova
history_russia

Categories:

Тамбовский губернатор Гамалей и его проект Моршанской чугунной дороги

Оригинал взят у marina_klimkova в Тамбовский губернатор Гамалей и его проект Моршанской чугунной дороги
3 апреля 1836 года императором Николаем I было принято решение о сооружении Царкосельской железной дороги, которая стала первой пассажирской железной дорогой в истории России. Она открылась 30 октября 1837 года, соединив Санкт-Петербург и Царское Село. Однако мало кто знает, что в том же 1837 году, или, может быть, чуть позже, могла вступить в действие еще одна рельсовая дорога – в Тамбовской губернии, но этому проекту тогда не суждено было сбыться…

Неизвестный художник. Прибытие поезда на станцию Царскосельской железной дороги. 19 в
Неизвестный художник. Прибытие поезда на станцию Царскосельской железной дороги. XIX в.

В 1832 году в Тамбов прибыл новый гражданский губернатор Николай Михайлович Гамалей (1795–1859) – человек молодой и энергичный, образованный и наделенный живым умом (до того времени он занимал пост витебского губернатора). За шесть лет тамбовского губернаторства Гамалей успел сделать много полезного: благоустроил город Тамбов, содействовал открытию публичной библиотеки, строительству зданий для женского Александринского института и Дворянского собрания, организовал конные бега и создание первой выставки продукции губернии.

В тот период правительство, активно занимавшееся проектами развития путей сообщения, обратило внимание на потребности Тамбовской губернии,  начав работы по улучшению судоходства на реке Цне, которая соединяла губернский Тамбов и уездный город Моршанск – один из российских центров хлеботорговли.

Моршанск. Фото начала XX в.
Моршанск. Фото начала XX в.

Гамалей, очевидно, отдавал себе отчет в том, что Цнинское судоходство имело сезонные неудобства, да и для его содержания необходимо было ежегодно выделять значительные средства. Он, видимо, также знал, что в стране зародилась идея создания железнодорожного транспорта – перспективная альтернатива гужевому и водному. Поэтому в 1835 году Гамалей обратился в правительство с проектом Моршанской чугунной железной дороги. Все работы предполагалось осуществить на частные капиталы акционеров – богатых дворян-помещиков и купцов, поэтому от правительства лишь требовалось одобрение инициативы, идущей «снизу», и утверждение проекта по созданию акционерного общества.

Проект губернатора Гамалея, сохранившийся в архиве Тамбовской области, содержит описание железной дороги, подробную смету расходов на ее возведение и дальнейшую эксплуатацию. Его реализация предвещала значительные выгоды государству, сельскохозяйственному производителю Тамбовской губернии, купцам, обществу акционеров и простому потребителю.

Протяженность железнодорожных путей от Моршанска до устья Цны должна была составить 100 верст, разделенных на равные части четырьмя станциями. У каждой станции предполагалось возвести объездные железные дороги (длиной по 5 верст), построить здания постоялых дворов, конюшни, сараев. Перевозка тяжестей должна была производиться фурами при помощи тягловых лошадей, однако не исключалось и применение «самокатной дороги» с «пароходом». Для уменьшения времени погрузки фур на всем протяжении пути от начального до конечного пункта предполагалось устроить «могазейны» – склады для хранения доставляемых в Моршанск продуктов.

Река Цна у Моршанска. Фото 4 мая 2010 г.
Река Цна у Моршанска. Фото 4 мая 2010 г.

Любопытно, что в расчетах Гамалея уже учитывался опыт Петергофской железной дороги, находившейся в ту пору на стадии строительства, а также первой в мире Ливерпульской железнодорожной колеи, что свидетельствовало о хорошем знании вопроса по отечественным и зарубежным аналогам.

Справедливости ради надо сказать, что мысли о возведении рельсовой колеи в Тамбовской губернии приходили  в голову не одному Гамалею. Весть о чудесном искусстве техники, созданном в 1825 году в Англии, будоражила просвещенные умы дворян. Во второй половине 1830-х годов майор Осинский представлял правительству проект железной дороги «Тамбов – Москва – Петербург». Другой тамбовский помещик Н.И. Кривцов (брат декабриста), ранее служивший в английском посольстве, а затем занимавший посты губернатора в Туле, Воронеже и Нижнем Новгороде, составил свой проект железнодорожного полотна, который должен был соединить Москву, Тамбов и Саратов. Однако время для воплощения этих смелых замыслов в России в тот период еще не настало, поэтому проект губернатора Гамалея, как и все остальные предложения тамбовских энтузиастов рельсовых дорог, не нашел поддержки правительства.

Летом 1837 года наследник престола великий князь Александр Николаевич в сопровождении своего воспитателя поэта В.А. Жуковского совершил путешествие по России. В число городов, через которые пролегал его  маршрут, вошли главные населенные пункты Тамбовской губернии. Из Моршанска путешественники отправились в Тамбов, где пробыли два дня и где их ждал роскошный прием с балом в Дворянском собрании, с большой выставкой, демонстрирующей уникальные достижения губернии.

Моршанск. Фото 4 мая 2010 г.
Моршанск. Фото 4 мая 2010 г.

Выставка тамбовской губернской продукции произвела на всех огромное впечатление. Жуковский записал в своем дневнике: «Выставка. Хлеб. Образец толщины слоя чернозема. Открытая свинцовая руда и сера. Индюшиный мех. Ковры. Мериносовая шесть. Сало. Мыло. Недостаток сбыта».

Очевидно, о «недостатке сбыта» шел разговор между тамбовским губернатором и окружением наследника престола, а в этом контексте и о железной дороге. Поэтому в том же году Гамалей повторно обратился в министерство со своим проектным предложением. И хотя Главное управление путей сообщения опять подтвердило свое отрицательное мнение, предложение Гамалея, как требующее особого внимания, обсуждалось в Комитете министра внутренних дел. Мало того, дело получило доступ к государю и было им одобрено. «Высочайшим повелением» разрешалось создать общество акционеров, о чем сообщалось правительству и администрации Тамбовской губернии.

Ответ, полученный правительством из Тамбова, можно сформулировать, используя бессмертные слова классика: «Одних уж нет, а те далече…» Дело в том, что когда в Тамбов пришло разрешение создать акционерное общество и строить рельсовый путь, «действительный статский советник и кавалер» Николай Михайлович Гамалей, обладавший всеми необходимыми знаниями и материалами по этому вопросу, уже был переведен на должность товарища министра государственных имуществ. Местные помещики, которые в 1835–1837 годах были готовы финансировать строительство, либо употребили свои капиталы на другие выгодные дела, либо умерли…

Река Цна у Моршанска. Фото 4 мая 2010 г.
Река Цна у Моршанска. Фото 4 мая 2010 г.
Tags: железные дороги, история
Subscribe

  • Петербург. Доходный дом Н. В. Спиридонова

    Почти в самом конце Фурштатской улицы стоит высокий четырехэтажный доходный дом в стиле неоренессанс (Фурштатская ул., 60) - бывший доходный дом Н.…

  • Ленинград. 1964

    Приобрел в коллекцию любопытный набор открыток с видами Ленинграда. Набор хорош тем, что многие виды в нем нетиповые, а на сфотографированных улицах…

  • Ярославль. Соварх

    Я уже сделал несколько постов, посвященных советской архитектуре Ярославля. Сегодняшний пост продолжит эту тему и посвящен будет сразу нескольким…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments