milutkin (milutkin) wrote in history_russia,
milutkin
milutkin
history_russia

Categories:

Город наизнанку. Нижний Новгород. ч. 7. Усадьба Рукавишниковых.

Оригинал взят у milutkin в Город наизнанку. Нижний Новгород. ч. 7. Усадьба Рукавишниковых.

Сегодня знакомимся с Усадьбой Рукавишниковых на Верхневолжской набережной Нижнего Новгорода. Это одно из красивейших зданий города.

Само здание, конечно же знакомо многим, до 1994 года здесь располагался краеведческий музей. Моя задача показать, что внутри этого здания сейчас.


DSC_0295

Усадьба Рукавишниковых является объектом культуры регионального значения. Была построена владельцем первого в Нижнем сталелитейного заводаМ. Г. Рукавишниковым. Его наследник С. М. Рукавишников решил превратить усадьбу на Верхневолжской набережной в величественный комплекс с домом в стиле итальянского палаццо.

Здание обильно украшено лепниной, балкон поддерживают атланты, а оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид.

DSC_0221

С 1924 года в особняке располагается краеведческий музей (ныне — Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник).

История постройки здания

Первоначально 2-х этажный каменный особняк на Верхне-Волжской набережной принадлежал купцу 3-й гильдии Серапиону Везломцеву и перешел за долги в 1840-х гг. владельцу первого в Нижнем Новгороде сталелитейного завода и крупному ростовщику - процентщику М. Г. Рукавишникову.


Фасад главного дома усадьбы Серапиона Везломцева. 1840-е гг. Копия с архивного чертежа (Центральный архив Нижегородской области)

Его наследник С.М. Рукавишников решил превратить Усадьбу на Верхне-Волжской набережной в величественный комплекс с домом в стиле итальянского палаццо. Для осуществления этой идеи были приглашены архитектор П.С. Бойцов, который выполнил проект реконструкции старого дома – превращения его в здание дворцового типа и художник из Петербурга М.О. Микешин, автор богатого фасадного декора. Сохранив несущие стены старого здания, архитектор пристроил к нему крылья и надстроил третьим этажом, с южной стороны пристроил мраморную парадную лестницу к двухсветному залу, богато декорированному лепниной и росписью. Все внутренние помещения особняка отличаются пышностью отделки стен и дорогим художественным паркетом. Здание обильно украшено лепниной, балкон 2-го этажа поддерживают атланты, оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид. По второму этажу особняк связан с двухэтажным кирпичным флигелем.

Усадьба Рукавишниковых
Схема показывает, что старое здание 1840-х гг.составляет всю правую часть особняка С. М. Рукавишникова.
Граница старой и новой частей дома видна на первом этаже: в кабинете С. М, Рукавишникова есть наклонный переход в маленькие комнаты. С них и начинается «старое здание» 1840-х гг.

По завершении реконструкции, в 1877 г ., Дом Рукавишникова стал самым заметным и богатым в Н. Новгороде. В целом, это – пример хорошо сохранившегося крупного городского усадебного комплекса последней четверти ХIХ в.


В годы Великой Отечественной войны экспозиция была перевезена в село Тонкино Горьковской области. Как показали архивные исследования, в эти годы под Верхневолжской набережной располагался бункер Сталина. И главная его часть скрывалась под зданием музея. Подробнее об этом рассказано в одной из серий цикла «Искатели».

После войны и вплоть до 1994 года в здании находился краеведческий музей.


Усадьба. Фонтан
Внутренний дворик с фонтаном и верандой - уютное место отдыха


В течение 16 лет (с 1994 г .) двери парадного подъезда рукавишниковского палаццо были закрыты. В 2010 году реставрационные работы на красивейшем здании Верхне-Волжской набережной завершены. Предпринятое максимально возможное восстановление первоначально богатой и изысканной отделки интерьеров, выявленной в ходе исследования здания, во многом подтверждает свидетельства современников строительства особняка.


DSC_0220

Главный дом усадьбы в наши дни становится таким же, каким он был ярко и самобытно представлен в художественном произведении одного из потомков знаменитого нижегородского купеческого рода. И.С. Рукавишников – писатель и поэт, придерживаясь до некоторой степени известных биографических сведений о семье, в романе «Проклятый род» (выходил в 1912 и 1914 гг., переиздан в 1999г.) с большой долей точности и достоверности описывает творение своего отца – овеянный легендами дворец Рукавишниковых на Волжском откосе.

DSC_0223

Войдем же внутрь этой усадьбы.

DSC_0225

Первое, что видишь попадая в это здание - это широкая парадная лестница с огромным зеркалом наверху.

DSC_0278


DSC_0265
Стены лестницы богато украшены лепниной.

DSC_0273


DSC_0275

Потолок расписан  в стиле барокко

DSC_0279


DSC_0271

И конечно, главное украшение лестницы - зеркало

DSC_0272

К моему великому сожалению, большинство залов запрещено снимать. Поэтому пофотографировать в них мне не удалось. А там много интересного. Музейные смотрители ссылаются на запрет местного руководства снимать экспонаты, якобы они могут придти в негодность  из-за вспышек фотоаппаратов. Хотя как может вспышка испортить, например, чугунную пушку или кресла, которых, кстати сказать, в экспозиции великое множество, мне непонятно.

На мой взгляд это прямое нарушение Указа Президента о доступности музейных ценностей.

В Интернете нашлось лишь пара фоток одного из залов. Видимо запрет на съемку выполняется неукоснительно.


Следующий зал который разрешают фотографировать -сиреневая гостиная

DSC_0229

Потолок изумителен! Просто не оторвать взгляда.

DSC_0235


DSC_0236


Стены  покрыты барельефами в том же стиле

DSC_0231

Центральное место в гостиной занимает стол в виде бублика

DSC_0234

Следующим помещением, в котором дозволена съемка, оказался танцевальный зал. Конечно он производит неизгладимое впечатление.

DSC_0245

Весь зал, стены и потолок украшены лепниной.

DSC_0249

DSC_0244


DSC_0256


DSC_0259
На полу зала - наборный паркет из различных пород дерева

DSC_0253

DSC_0252

На одной из стен опять же огромнейшее зеркало, площадью, более 10 кв. м. (оно слева на следующей фото)

DSC_0240

DSC_0243

После осмотра танцевального зала посетители выходят обратно на парадную лестницу

DSC_0281

На самом выходе из здания нас провожает еще одно произведение искусства - тамбур, выполненный из резного дерева.

DSC_0277

DSC_0280

Такой мы увидели Усадьбу Рукавишниковых в воскресенье.

DSC_0293

Посты по теме:

Город наизнанку. Нижний Новгород. ч.1. Храм адвентистов седьмого дня.http://milutkin.livejournal.com/37788.html
Город наизнанку. Нижний Новгород. ч.2. Армянская церковь http://milutkin.livejournal.com/37918.html
Город наизнанку. Нижний Новгород. ч.3. Храм евангельских христиан-баптистовhttp://milutkin.livejournal.com/44366.html

Город наизнанку. Нижний Новгород. ч.4. Синагога http://milutkin.livejournal.com/44786.html
Город наизнанку. Нижний Новгород.ч. 5. Церковь пятидесятников http://milutkin.livejournal.com/44966.html

Город наизнанку. Нижний Новгород. ч. 6. Католический храм http://milutkin.livejournal.com/46040.html
Subscribe

  • Ленинград. 1964

    Приобрел в коллекцию любопытный набор открыток с видами Ленинграда. Набор хорош тем, что многие виды в нем нетиповые, а на сфотографированных улицах…

  • Ярославль. Соварх

    Я уже сделал несколько постов, посвященных советской архитектуре Ярославля. Сегодняшний пост продолжит эту тему и посвящен будет сразу нескольким…

  • Петербург. Николаевская набережная

    Пополнил свою коллекцию тремя дореволюционными открытками с видами Николаевской набережной (ныне - набережная Лейтенанта Шмидта). Особый интерес им,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments