milutkin (milutkin) wrote in history_russia,
milutkin
milutkin
history_russia

Categories:

Город наизнанку. Нижний Новгород. ч. 13. Особняк В.М. Бурмистровой.

Оригинал взят у milutkin в Город наизнанку. Нижний Новгород. ч. 13. Особняк В.М. Бурмистровой.

"Нижний Новгород - город купеческий, о нем сложена поговорка: "Дома - каменные, люди - железные"", - писал А.М. Горький. Свои деньги "железные люди" - купцы часто вкладывали в строительство зданий, которые впоследствии имели большое значение в истории и культуре города.
Одним из красивейших и известных домов в Нижнем Новгороде был дом купчихи В.М. Бурмистровой на Жуковской улице (ныне ул. Минина, 26). Здание построено в 1882 году петербургским архитектором Н.Д. Григорьевым в характерном для того времени стиле академической эклектики с использованием мотивов русского барокко и элементов русского классицизма.


DSC_0773

Н.Д. Григорьев создал не только проект дома, но и разработал декоративно-художественные решения интерьеров с применением резного дерева, искусственного мрамора, росписи и драпировки цветными тканями. В 1884-1887 годах дом был полностью перестроен и приобрел современные габариты, декор. Тогда же во дворе усадьбы был построен каменный двухэтажный служебный корпус, который к 1915 году перешел к Мариинскому женскому институту (до настоящего времени не сохранился, на его месте сейчас столовая Нижегородского технического университета им. Р.Е. Алексеева). Позднее в составе усадьбы появляются еще один флигель и оранжереи, которые тоже не сохранились.

DSC_0777

Со стороны Жуковской улицы был парадный вход в дом с козырьком на чугунных столбах-опорах и вплетенной в барочный картуш буквой "Б" над ним, а в сторону проезда к откосу выполнены два эркера с маскаронами и четыре женских профиля в круглых обрамлениях над окнами второго этажа.

DSC_0781

Дом привлекал к себе внимание, художник В.А. Ликин отмечал, что он "был вообще хорошо и красиво построен и приспособлен для жизни буржуазной семьи, в противоположность некоторым громоздким и неудобным купеческим домам в Н. Новгороде и, в частности, дому С. Рукавишникова на Откосе, где теперь Исторический музей" http://milutkin.livejournal.com/47279.html .

DSC_0771

Хозяйка дома В.М. Бурмистрова была женой купца Д.М. Бурмистрова и дочерью купца М.Г. Рукавишникова - основного производителя стали на Волге, "железного старика", как его называли. Выйдя замуж, она вложила часть денег из отцовского наследства в постройку собственного дома. Здесь неоднократно бывал писатель Иван Рукавишников, который приходился Варваре Михайловне племянником.

DSC_0776

Варвара Михайловна родилась в 1851 году в семье богатого нижегородского купца Михаила Григорьевича Рукавишникова. В 1874 году он умер, оставив жену Любовь Александровну и девять детей: семь мальчиков и двух девочек. Когда пришло время, Варвара вышла замуж за купца 1-й гильдии Дмитрия Михайловича Бурмистрова, занимавшегося не только коммерческой, но и общественной деятельностью. Он был гласным городской думы, членом попечительского совета Мариинской женской гимназии, почетным членом Нижегородского губернского попечительства о детских приютах. Варвара Михайловна во всем помогала мужу. Своих детей у Бурмистровых не было, может быть, поэтому всю свою нерастраченную родительскую любовь они отдавали чужим детям.

DSC_0779

Дом В.М. Бурмистровой стал местом действия его романа "Проклятый род", а прообразами героев романа - члены семьи автора, три поколения купцов Рукавишниковых. Отдельные страницы романа посвящены героине - Любови Брыкаловой, прототипом которой можно считать Варвару Михайловну Бурмистрову. В романе о ней написано немного - ей 25 лет, закончила институт благородных девиц и тяготится жизнью в родительском доме. Единственная возможность вырваться из него - выйти замуж. У Любови есть жених - Брыкалов, который имеет мануфактурное дело в Москве.

Взглянув на фотографию Д.М. Бурмистрова, можно увидеть сходство его внешности с описанием Брыкалова: "...Осанка солидная, сюртук на нем длинный. Влюблен - не влюблен, а смотрит ласково. Усы белокурые, пушистые, большие. Руками чинно поводит. Слов в меру знает" .

О доме Брыкаловых (Бурмистровых) автор романа рассказывает следующее: Небольшой, изящный, как королевская игрушка, на каменном фундаменте, интерьеры отделаны кедром, орехом, бронзой, гобеленами, всюду вазы саксонского и екатерининского фарфора, много цветов: тюльпанов, роз, гиацинтов .

Упоминается трехдесятинный сад, выходящий к Волге, три оранжереи. Сад был для Варвары Михайловны предметом гордости и любви. Он был с фонтаном, беседками, гротом, мраморной лестницей и скульптурами, имел несколько цветочных и фруктовых оранжерей. В саду росли экзотические растения: пальмы, банановые деревья, кустарниковая груша, черешни.

Из устных преданий нижегородцев известно, что Бурмистровы содержали ученого садовника, получавшего столь высокое жалованье, что ему завидовали многие чиновники города. Представить, как выглядел сад Варвары Михайловны Бурмистровой, мы можем благодаря снимкам М.П. Дмитриева, запечатлевшего отдельные его уголки. Супруги Бурмистровы были известны в городе как щедрые меценаты. Их портреты, а также сведения об общественной деятельности мы найдем в книге "Благотворительные учреждения России", что является подтверждением общественного признания и благодарности за значительное финансирование ими нужд города. Варвара Михайловна содержала детскую больницу, была попечительницей Дома трудолюбия, основанного ее семьей. За свою общественную деятельность она получила звание почетной гражданки Н. Новгорода.

Успешно занимался как коммерческой, так и общественной деятельностью ее муж - Дмитрий Михайлович Бурмистров. Он - гласный Нижегородской городской думы, член учетного комитета Нижегородского Николаевского городского общественного банка. В числе его наград - золотая медаль на станиславской ленте и золотая медаль на аннинской ленте с правом ношения их на шее. Дмитрий Михайлович и Варвара Михайловна являлись почетными членами Ведомства учреждений императрицы Марии, занимавшегося детскими приютами, состояли в попечительском совете Мариинского женского института, расположенного рядом с их домом.

Своих детей у В.М. Бурмистровой не было, поэтому всю любовь и тепло она отдавала воспитанницам из Мариинской гимназии, тепло принимала их в доме (в каникулярное время у нее жили 6-7 воспитанниц Мариинского института), обучала за свой счет двух девушек, заботилась об их будущем.

В 1903 году Д. М. Бурмистров умер. Неизвестно, занималась ли Варвара Михайловна после его смерти предпринимательской деятельностью. Скорее всего, она унаследовала капитал мужа, живя на доходы от недвижимости и процентных бумаг, но благотворительность по-прежнему оставалась в центре ее внимания.

Варвара Михайловна не раз участвовала в финансировании нижегородских учебных заведений. Так, в 1916 году, уже после смерти мужа, она внесла 50 000 рублей на обустройство переведенного в Нижний Новгород Варшавского политехнического института ( ныне Нижегородский Государственный Архитектурно-строительный университет).

В 1918 году дом у В.М. Бурмистровой был национализирован и отдан под городской музей. Сама она, будучи с 1914 года членом Комитета Нижегородского городского художественного и исторического музея, добровольно уступила свой дом, выразив полное согласие с этим решением. Передала она и личную коллекцию, включающую произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изделия из бронзы, серебра, фарфора. В свое время собрание ее картин было оценено как "замечательно цельное для нижегородского купеческого вкуса".

Дом по художественной отделке являлся одним из лучших в городе. Музею было отдано 88 квадратных метров площади. Варвара Михайловна уступила музею не только часть своего дома, но и передала в его собственность много ценных вещей, включая коллекции бронзы и фарфора, а также мраморные бюсты российских императоров Петра I, Александра I, Павла I и бронзовый бюст графа А. А. Аракчеева.

Варваре Михайловне выделили место для проживания в своем доме - одну комнату. В какой именно комнате проживала бывшая хозяйка особняка неизвестно. Умерла В. М. Бурмистрова в начале 30-х годов прошлого века. В последние годы жизни жила одиноко, бедствовала.

Около двадцати лет в ее доме располагались различные учреждения: художественно-исторический музей, школа одаренных детей, Комвуз, Высшие сельскохозяйственные курсы, общежитие работников Горьковской партийной школы. Хозяйке дома выделили небольшую комнату, где она прожила до 1930 года. В 1934 году здание было передано Литературному музею им. А.М. Горького, а в одном из залов дома находилась Горьковская писательская организация, в которую входили: Н.И. Кочин, А.А. Белозеров, А.М. Муратов, Н.Г. Бирюков, А.И. Елисеев, В.И. Костылев, А.И. Патреев, П.П. Штатнов и др.

В годы Великой Отечественной войны музей был эвакуирован в Тоншаевский район, в здании разместился госпиталь.

20 апреля 1943 года музей возвратился из эвакуации и развернул экспозицию в здании краеведческого музея на Набережной им. А.А. Жданова. Лишь в 1946 году музей вновь вернулся в родные стены и открыл двери для посетителей. За свою историю здание претерпело немало изменений; менялись его владельцы, жизнь, облик, но до сего времени оно является украшением города, прекрасным примером богатого парадного особняка конца XIX века периода эклектики с изысканным разнообразным декором фасадов и интерьеров.

DSC_0711

Сегодня этот дом - объект культурного наследия регионального значения, в нем расположен один из филиалов Государственного музея А.М. Горького - Литературный музей.

DSC_0709

За время своего существования экспозиция Литературного музея неоднократно перестраивалась, менялись ее концепция, тематика и структура. Сегодня основная экспозиция музея располагается в восьми залах, часть из которых сохранила свое внутреннее убранство.

DSC_0707

В настоящее время в музее идет внутренняя реконструкция. К осмотру открыты только четыре зала, но каких!  Первый зал (без названия), Белый, Бархатный и Каминный. Все эти залы можно увидеть в первоначальном облике. Даже в те времена (30-е годы ХХ столетия), когда в доме были расположены жилые комнаты для профессуры политехнического института их не тронули. Все стены были закрыты фанерой, поэтому первоначальный облик залов сохранился.

DSC_0704

Еще в советские годы здание было признано памятником культуры и архитектуры XIX века, находилось под охраной государства, но интерьеры его тщательно закрывали, отгораживали от экспозиции, которая должна была способствовать восприятию М. Горького как пролетарского писателя.

DSC_0705

Изначально, в отличие от других домов Нижнего, этот дом проектировался и строился по заказу женщины. Поэтому в его убранстве много мелких декоративных деталей. Например, на каждой из балясин парадной лестницы изображен цветок граната.

DSC_0720

Современная экспозиция тактично вписалась в интерьеры здания, которое стало ее историческим фоном и весьма ценным объектом показа, иллюстрацией к произведениям писателей-нижегородцев о купечестве, его быте и нравах. В.И. Даль, П.Д. Боборыкин, П.И. Мельников (А. Печерский), А.М. Горький писали о купцах очерки, статьи, выбирали их прототипами своих героев.



DSC_0725

Материалы музея: фотографии, запечатлевшие нижегородских купцов, их семьи, дома; документы и деловые бумаги - позволяют представить облик Бугровых, Рукавишниковых, Сироткиных, Бурмистровых, оставивших заметный след в истории города.

DSC_0714

DSC_0716

DSC_0724

Белый зал

Экспозиция, размещенная в парадном (Белом) зале особняка, рассказывает о культурной и литературной жизни Н. Новгорода в конце XIX - начала XX века, свидетелем которой был молодой А. Пешков (писатель М. Горький).

DSC_0728

DSC_0736


DSC_0737

DSC_0738

Рядом с горьковскими представлены материалы о жизни и творчестве писателей и поэтов: П.И. Мельникова (А. Печерского), В.Г. Короленко, Л. Граве и И. Рукавишникова, фотографов-художников: А.О. Карелина и М.П. Дмитриева, музыканта В.Ю. Виллуана.

DSC_0730


DSC_0733


DSC_0734

Экспозиционные комплексы выполнены в виде музейных натюрмортов из разнородных предметов, не заслоняют искусно декорированные стены, лепные потолки, большое арочное зеркало в бронзированной раме.

DSC_0731


DSC_0739

DSC_0740


Бархатный зал

Отдельный зал (Бархатный) посвящен жизни и творчеству писателя П.И. Мельникова (А. Печерского) - знатоку русского быта и церковного раскола.

DSC_0744

Войдя сюда, сразу попадаешь в мир сюжетов и образов писателя.

DSC_0748

В эркере - своеобразная композиция его "рабочего кабинета", воссозданного по воспоминаниям и рисункам сына писателя - А.П. Мельникова.

DSC_0745

В такой "обстановке" рождались романы П.И. Мельникова (А. Печерского) "В лесах" и "На горах" о жизни и судьбах купцов-старообрядцев в середине XIX века, о скитах и их обитателях.

DSC_0752

Художественное решение экспозиции было выполнено в необыкновенно красивых интерьерах зала, украшенного лепниной и бархатными французскими гобеленами с растительным рисунком.

DSC_0746


DSC_0754


DSC_0743


DSC_0753

Бархат везде. Бархатная не только обивка стен, но и портьеры, и мебель тоже  бархатные.

DSC_0750

Каминный зал

Еще один парадный зал особняка - Каминный.

DSC_0759

Он не занят основной экспозицией, в нем -единственный экспонат - рояль фирмы Bechstein, который был куплен А.М. Горьким в 1916 году для Е.П. Пешковой и находился в ее московской квартире. 20 октября 1920 года на этом рояле играл знаменитый пианист Исай Добровейн. Сегодня рояль снова звучит во время концертов выдающихся современных музыкантов.

DSC_0761

Зал декорирован мореным дубом и тиснеными обоями, выполненными под кожу.

DSC_0757


DSC_0769

Центром интерьера является камин; на нем - фотографии владельцев дома В.М. и Д.М. Бурмистровых.

DSC_0758


DSC_0768

Рассказ о судьбе дома и его владельцев естественен и необходим в этом зале.

DSC_0767

Литературный музей сегодня - это международный центр по сохранению, изучению и представлению обществу наследия А.М. Горького, писателей-нижегородцев и деятелей русской культуры, творчески работавших в Н. Новгороде на рубеже XIX и XX веков. Особое место в экспозиции Литературного музея занимают материалы, связанные с биографией и художественным творчеством А.М. Горького, с историей взаимоотношений писателя и города на разных этапах становления его творческой личности и современном отношении города к нему.

Город наизнанку. Нижний Новгород.ч. 5. Церковь пятидесятников http://milutkin.livejournal.com/44966.html
Город наизнанку. Нижний Новгород. ч. 6. Католический храм http://milutkin.livejournal.com/46040.html
Город наизнанку. Нижний Новгород. ч. 7. Усадьба Рукавишниковых http://milutkin.livejournal.com/47279.html
Город наизнанку. Нижний Новгород. ч. 8. Особняк Маркова http://milutkin.livejournal.com/47820.html
Город наизнанку. Нижний Новгород. ч. 9. Соборная мечеть http://milutkin.livejournal.com/47989.html
Город наизнанку. Нижний Новгород. ч. 10. Дом Бугрова http://milutkin.livejournal.com/48701.html
Город наизнанку. Нижний Новгород. ч.11. Чайхана "Тюбетейка" http://milutkin.livejournal.com/48947.html
Город наизнанку. Нижний Новгород. ч.12. Особняк купца С.А. Иконникова http://milutkin.livejournal.com/49657.html

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments