marina_klimkova (marina_klimkova) wrote in history_russia,
marina_klimkova
marina_klimkova
history_russia

Categories:

Лягушечьи лапки?

marina_klimkova: Лягушечьи лапки?
В связи с тем, что вчера вспомнила сказку о царевне-лягушке, в сознании всплыл образ подвесок мордовских племен в виде лапок на цепочках, прикреплявшихся к основному украшению. Поскольку такие племена проживали на территории современной Тамбовской области, то подобные подвески являются частыми находками археологических раскопок, а также частью музейных коллекций.

Изучая подобные предметы, кто-то говорит, что в них запечатлены утиные лапки, а кто-то - лягушечьи. Так, например, Б.А. Рыбаков в своей книге "Язычество Древней Руси" пишет:

"Шумящие зооморфные подвески встречаются на всем широком славяно-финском пограничье... Здесь мы встретим и парную композицию из коней (или петухов) и центральной человеческой фигуры и как обязательный элемент, ...лягушечьи лапки...

Мотив лягушечьих лапок на женских украшениях 10-12 вв., распространенный в зоне давних и тесных контактов русского и мерянского населения, невольно заставляют вспомнить известную русскую сказку о Царевне-Лягушке, в образе которой скрывается некое женское божество природы, оживляющее воды и леса, повелевающее птицами и буйными ветрами и способствующее домашним делам вроде тканья полотна и выпечки хлеба.

Царевна-Лягушка (она же Василиса Премудрая) выглядит в сказках как божество, сходное с поздней великорусской Макошью, покровительницей домашнего женского дела и особо - ткачества...

Сказочная встреча Ивана-Царевича с Лягушкой является фольклорным отражением соприкосновения русских дружинников или княжеских данников, вирников и емцов с местным мерянским населением. В археологии это отразилось в сочетании русского курганного обряда погребения (финны хоронили без курганных насыпей) с мерянским убором погребенных женщин, в котором видное место занимают лягушечьи лапы. Вся страна, где скрывается Царевна-Лягушка, это - болота, глухие леса с одинокими избушками, построенными колдуньями... Братья Ивана-Царевича женились на русских, а стрела Ивана упала в болото, и вернула ему стрелу не русская девица, а заколдованная Царевна-Лягушка, представительница местного мерянского населения".

На фотографиях - предметы из коллекции Моршанского музея Тамбовской области, опубликованные в изданиях:





Внизу - рисунок-реконструкция женского захоронения, выполненный П.П. Ивановым. Над сердцем погребенного человека - предмет, украшенный подвесками с лапками.


А вот сам этот предмет:


Tags: быт, музеи, этнография
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments