marina_klimkova (marina_klimkova) wrote in history_russia,
marina_klimkova
marina_klimkova
history_russia

Category:

«Свирепый Студенец»

marina_klimkova в «Свирепый Студенец»
В архивных документах XVIII века Студенцу, который в весеннее половодье сносил плотины и устраивал другие в Тамбове бедствия, дается определение – «свирепый». Сегодня, глядя на маленький ручеек, который мирно течет по городу, трудно представить, чтобы он был «свирепым»… Однако и в наше время, когда идут ливни, он становится полноводным, а иногда даже перекрывает дорогу пешеходам, следующим по низкому мосту, расположенному ниже  каменного, Державинского.

Сегодня вечером, когда заканчивался рабочий день, в Тамбове  наконец-то случился сильный дождь (видно, не зря вчера по небу бродили тучки). Где-то вдали погромыхивал гром. И вода в Студенце, ускоряясь  в своем движении к реке Цне, подступила к самому краю мостика, по которому я обычно возвращаюсь домой.


А что же Державинский мост? Его каменный образ в этот пасмурный вечер создает ощущение устойчивости и незыблемости:)




Кстати, о том, что это сооружение было построено во времена наместничества Г.Р. Державина, писали во многих дореволюционных и советских источниках, только почему-то этого никто не замечал. Приведу краткую библиографию.

1. Самое раннее упоминание о мосте через Студенец находим у священника, краеведа Стефана Березнеговского в его статье «Тамбовский кафедральный Спасо-Преображенский собор», изданной в 1862 году в «Тамбовских епархиальных ведомостях». Вспоминая церковные постройки в Тамбове времен епископа Питирима, он писал о судьбе архиерейского двора: «Из всех этих зданий в настоящее время уцелели одни только кладовые, построенные за соборной колокольней к Студенцу, и то, вероятно, только потому, что как в то, так и в настоящее время, они заняты казенною продажною солью. Все прочие здания во время постройки большого каменного моста чрез речку Студенец светским правительством, для сбережения казенного интереса, сломаны, а материалы их употреблены на основание моста».

Таким образом, в фундаменте моста лежат кирпичи XVII века от архиерейского двора, некогда возведенного святителем Питиримом Тамбовским!

С. Березнеговский называет мост «большим», а, значит, в 1860-е годы у него еще не были заложены арки, ведь только это отличало его от других двух каменных мостов, расположенных выше по течению Студенца.

2. В 1869 году в томе 5, публикующем «Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота», приводится письмо, в котором упоминается о повелении генерал-губернатора И.В. Гудовича строить в 1786 году каменный мост в Тамбове.

3. В 1876 году граф Евгений Андреевич Салиас в «Русском вестнике» (№ 9),  в статье «Поэт Державин, правитель наместничества», пишет о каменном мосте через Студенец как о постройке державинского времени.

4. В 1883 году историк И.И. Дубасов вспоминает о мосте, когда в «Очерках из истории Тамбовского края», рассказывает о губернаторе Н.М. Гамалее: «…отделан заново Никольский мост, который прежде назывался Галкинским».

5. Все эти исследовательские труды перечеркнул историк П.Н. Черменский в своей книге «Прошлое Тамбовского края». По-своему прочитав слова Дубасова (мост «отделан заново»), он написал: «Заново отстроили Никольский мост через Студенец» (согласитесь, что «отстроить заново» совсем не то, что «отделать заново», т.е. отремонтировать). Книга Черменского вышла в Тамбове в 1961 году 10-тысячным тиражом. Все местные историки по ней приобщались к краеведению, поскольку остальные дореволюционные источники были почти недоступны, как и архивы. Здесь, в этом издании, видимо, следует искать исток тех ошибочных сведений, которые перекочевали в работы современных краеведов.

6. В новое время о построенном Державиным мосте через Студенец пишет в разных статьях и очерках Б.И. Илёшин, но его материалы вышли не в Тамбове, а где-то далеко – в Москве. В книге «Литературные тропинки отчего края» (М., 1986), рассказывая о державинском времени в Тамбове, Илёшин писал: «Появились кирпичные дома. При въезде на Большую Астраханскую улицу построили каменный мост, приступили к благоустройству дорог».

7. В 2006 году вышла в свет книга Ю.В. Мещерякова «Гавриил Романович Державин. Тамбовский период деятельности (1786–1788)», где впервые были опубликованы документы Государственного архива Тамбовской области. Среди них и те, в которых говорится об организации Державиным строительства моста при въезде в город с Московской дороги.

8. И лишь в 2011 году в своей книге «Соборная площадь города Тамбова» я повторила тему моста, опубликовав некоторые другие архивные материалы.

Таким образом, говорить сегодня о каком-то открытии, связанным с мостом, не приходится. В связи с этим советую тамбовским историкам, а особенно историкам-чиновникам, начать все-таки читать книги, чтобы не остаться в истории в неприглядном виде...

Tags: 18 век, 19 век, 1960-е, 1980-е, архив, архитектура, история, наука
Subscribe

  • Ярославль. Соварх

    Я уже сделал несколько постов, посвященных советской архитектуре Ярославля. Сегодняшний пост продолжит эту тему и посвящен будет сразу нескольким…

  • Ленинград. Жилой дом на проспекте Обуховской обороны.

    На углу проспекта Обуховской обороны и улицы Книпович обращает на себя внимание сталинский жилой дом с восьмигранной башней (Обуховской Обороны пр.,…

  • Ленинград. Институт советского права

    На правом берегу Невы можно увидеть здание в стиле сталинской неоклассики, фасад которого украшен рядами пилонов (Малоохтинский пр., 98). Это одна из…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments