Елена (ljwanderer) wrote in history_russia,
Елена
ljwanderer
history_russia

Записки мистера Гиббса. О железнодорожной ситуации в России



Внимание американской общественности и правительства к плачевному состоянию российских железных дорог привлек журналист Стенли Вошбурн, который делал множество военных репортажей . Он-то и обратил внимание на военную необходимость содержания транссибирской линии и предложил послать группу специалистов для исследования ситуации, а также , чтобы продемонстрировать американскую поддержку Временного правительства.

Такая комиссия, состоящая из пяти экспертов с Джоном Стивенсом во главе ( на фотографии он посередине), и было направлена  в Россию через Владивосток.


Одним из членов комиссии был инженер-электрик Джордж Гиббс ( крайний справа) . Гиббс не был посвящен в дипломатические тайны и политические игры, он был техническим специалистом, обыкновенным американцем, мало знающем о России. Возможно, именно этим и интересны его дневниковые записи, выдержки из которых я здесь и привожу.

Владивосток.
"… в связи с нехваткой гостиниц в городе мы сразу же были размещены в специально приготовленном для нас комфортабельном поезде, состоящем из девяти голубых вагонов ( обычные вагоны в России окрашены в коричневый цвет). Императорский поезд, на который похож наш поезд, гораздо изысканнее, зарезервирован для комиссии Рута, которая вскоре тоже ожидается в России."


Комиссию встретил лейтенант Френсис Ригс, военный атташе американского посольства в Петрограде, который и ввел их в курс дела.

“Похоже, в Петрограде думают, что причина кризиса на транссибирской дороге – кризис в порту Владивосток. Мы, конечно, не допускали возможности взятия на себя какого-либо администрирования, по крайней мере – я. Я не верил в возможность взятия под эффективный контроль иностранной территории, кто-нибудь определенно нам бы противостоял.

Владивостокcкий порт
“Кипы хлопка лежат под отрытым небом повсюду, там и здесь химические и взрывоопасные грузы хранятся на многочисленных построенных для этого складах , машины, оборудование, товары для дома лежат в испорченных погодой ящиках на причалах, на складских площадках…во всевозможных местах…Вся ситуация показывает общее отсутствие предусмотрительности и координации со стороны правительства, печально видеть , что так много усилий в помощи стране не было доведено до завершения. Фактически, это-преступление.



1 Июня
Этим утром инспектировали громадный Первый вагонный завод, который находится…к северу от города. Днем заехали на площадку, где будет строиться другой вагоностроительный завод и провели тщательный осмотр доков и железнодорожного оборудования, которые нашли в хорошем состоянии..

2 Июня
Опять встречался с русскими официальными лицами по поводу расширения Первого вагонного завода…Вечером было совещание , устроенное в вагоне нашего поезда с лесопромышленниками. Там какая-то подозрительная сделка в отношении использования русских пиломатериалов, потому что наличие в плане строительства лесопилок и завода пиломатериалов никак не соотносится с ускорением строительства вагонов в военное время. Я старался убедить русских чиновников, что такое решение не будет разумным, но мои усилия не увенчались успехом.

3 июня.
Прибыл крейсер Буффало с комиссией Рута.

[О комиссии Рута и комментариях американской журналистки миссии Харпер можно прочитать здесь]


4 июня . Харбин
Инспектировали большие мастерские по ремонту подвижного состава. …Позднее прибыл поезд комиссии Рута…Они отправились в 6.59 вечера. мы – за ними в 11.00 вечера.

5 июня
Заметили первые признаки скопления вагонов. Скопилось около пятисот вагонов…

6 июня
Остановились в Чите. Инспектировали мастерские по ремонту вагонов и локомотивов, затем проследовали далее. Мы также осмотрели угольные шахты в нескольких милях западнее. Очень низкое качество… Странно, но основное население до сих пор преимущественно монгольское, состоящее из кочевников. Встречаются и китайцы….Железная дорога содержится и эксплуатируется нормально…

7 июня
Ночью прошли точку разделения Тихого и Атлантического океана ( в этом месте реки на юге от нее впадают в Тихий океан, а на севере – в Атлантический)…обогнали поезд Рута и последовали по направлению к Иркутску.
Здесь мы впервые встретили настоящее русское население…повсюду на станциях солдаты. Они прибывают и убывают, их перемещение очень загружает дорогу.
В тысяче милях от Иркутска проследовали мимо Черемкова, где находятся залежи очень хорошего угля…Уголь грузится со скоростью трехсот вагонов в день, этим фактом объясняется скопление  вагонов на транссибирской ветке.
…покидая Иркутск, на станции мы видели довольно много австрийских “пленных” . Эти люди были практически свободны и разгуливали среди местного населения совершенно без ограничений. В основном это – чехословаки, дезертировавшие из австрийской армии тысячами.
…я наведался в наше багажное отделение, чтобы взять некоторые вещи из своего чемодана, и обнаружил вагон, наполненный мешками с мукой, сахаром, емкости с маслом. Эта провизия накапливается по мере прохождения поезда по маршруту для продажи в Петрограде. Мне сказали, что в столице огромный дефицит продуктов и таким образом можно получить огромный доход.;


12 Июня 1917 года комиссия прибыла в Петербург и была встречена американским послом Дэвидом Френсисом и его сотрудниками. Последовал завтрак в посольстве, куда был приглашен министр путей сообщения Николай Некрасов. Гиббс дает такую характеристику министру:

“Приятный человек лет сорока, родился в Томске, гражданский инженер, когда-то преподавал в Томском университете…умеренный социалист, очевидно, что он больше занят политикой, а не железнодорожными делами. Так как он был главой департамента, с которым наша комиссия должна была иметь дело, мы, соответственно встречались с ним на совещаниях довольно часто, он был всегда внимателен, много обещал, но мало делал. Фактически у него не было времени, потому что оно у него уходило на совещания и политическое продвижение.”

Комиссия проводила совещания с высокими официальными лицами и разного рода инженерами. Эти совещания были “утомительными, частично из-за того, что велись через переводчика, также потому, что русские по любым пустякам любят организовывать совещания." Поэтому нет ничего удивительного, что "в России любую проблему предпочитают “заболтать”, чем что-то с ней сделать."

"21 июня.
Ужинали в “Дононе”с генералом Пулом и майором Бантингом из британского отдела военного обеспечения. Англичане очень интересуются нашей миссией, особенно боятся за мурманскую ветку. Они сильно обескуражены состоянием дел в России…Я так понял, что французы и англичане были основными поставщиками вооружений в страну…Архангельский порт – единственный путь, через который они могут попасть в страну, помимо мурманской ветки,  очень плохо оснащен перегрузочными средствами, все время случаются задержки в отправках. Они говорят, что практически невозможно заставить русских своевременно обеспечивать разгрузку судов рабочей силой…Я склонен думать, что англичане в общении с русскими не имели ни такта , ни терпения, за это их русские очень не любят. Тем не менее, мы должны сказать им спасибо за то, что они все еще удерживают Россию в этой игре.

6 июля. Москва.
Посетили местные власти и съездили в мастерские приватизированной Казанской железной дороги. Они расположены в очень неудобном месте, старые и тесные. Тем не менее в них находится лучшее оборудование, которое нам удалось пока увидеть, и управление хорошее, прогрессивное, по сравнению с государственным управлением.

9 Июля
Мы в Донецке….Посетили мастерские Екатерининской железной дороги. Это самые большие мастерские, которые нам довелось увидеть, они хорошо устроены, но орудия труда, используемые там, древние.

10 Июля
Прибыли в Киев и тут же посетили мастерские. Они большие, но старые и плохо устроены…Покинув Киев мы проследовали на запад, а затем проехались по новым северной и южной ветке вдоль фронта.


В Могилеве комиссию ожидал генерал Брусилов.

“Нам раздали карты, на которых были указаны отдельные части фронта, которые бы они хотели тотчас реанимировать и список необходимого оборудования и ресурсов. Этот список был довольно внушительный; в него входило практически все для того, чтобы построить и оборудовать много сотен миль железной дороги. Они также хотели, чтобы мы уделили внимание и военным ресурсам. С этой целью нас обеспечили другим списком, в котором было все – от медицинских поставок до пушек. Мы сказали, что это превышает наши полномочия, но согласились в первую очередь рассмотреть железнодорожный список…

Это еще одна национальная черта, с которой я часто сталкивался: русский путает необходимость сегодняшнего дня с мечтами о будущем…
Такой подход некоторым образом ошеломляет: предложение о помощи встречается с искренним принятием того, что ответственность за обустройство всего ложится на тебя, а русский стоит , как ребенок, в ожидании. когда его покормят.”


23 Июля
Совещание в министерстве путей сообщения. Каких только возражений не было нашему отчету, но после долгих обсуждений они, все же, согласились ввести в действие наши новый методы управления в одном подразделении на каждой железнодорожной ветке транссибирской дороги, в том случае, если мы пришлем им из Америки своих специалистов для обучения.

28 Июля
Мы не ответили на письма и телеграммы из Владивостока по поводу сооружения завода по строительству локомотивов, пришедшие в наш адрес в июне. На прошлой неделе мы получили телеграмму о том, что наши рекомендации по увеличению подвижного состава “будут приняты к рассмотрению”…Мы уже обещали русским сделать для них определенные вещи…Это ставит нас в затруднительное положение, и я должен отказаться от того, чтобы давать новые обещания.

2 Августа
Провели весь вечер на совещании в транспортном комитете. Наконец, урегулированы все вопросы. Но теперь комитет должен представить наш план Временному правительству. А это – опять очень долгое дело.


9 Августа
Вчера прибыла американская делегация Красного креста – около сорока полковников, майоров, капитанов, лейтенантов. Их возглавляет полковник (доктор) Биллингс из Чикаго, а также полковник Вильям Томпсон, там много докторов и штатских, все имеют военные чины…мне не совсем ясно, с какой миссией они приехали…Френсис как то говорил мне, что он пытался повлиять на то, чтобы им не разрешили приехать, слишком уж и так много здесь миссий от разных союзников…

14 августа
Отбыли из Петрограда в 7.50 в личном вагоне №443, прицепленному к Транссибирскому экспрессу.

17 августа
В пути,опаздываем по расписанию, говорят , причина в том, впереди идет специальный поезд, везущий бывшего царя в Сибирь.

18 августа
Нам позволили обогнать царский поезд…


20 августа
Прибыли в Красноярск. Произошло интересное продолжение царской истории. Станция оказалась переполненной народом. Как только поезд остановился, в наш вагон вошла делегация из трех человек.
Простодушный и возбужденный человек подошел ко мне и на хорошем английском спросил: “У вас Николай Второй? Мы пришли за ним”.
Я попятился и, заикаясь, сказал “Что Вы имеете в виду?”
Он ответил, что их информировали, что царь едет с американской миссией, которая хочет его вывезти из страны. А они хотели этому помешать.

Конечно же, я заявил, что у нас никогда не было таких намерений. Они же поспешно стали обыскивать вагон…когда обыск закончился, они вернулись разочарованные и потребовали наши паспорта. Мои бумаги , похоже, их удовлетворили.
Когда они уже уходили, я решил им помочь и сказал о поезде, который мы видели, и про который нам сказали, что это- поезд, везущий бывшего царя в Тобольск. В подтверждение тому я протянул ему русскую газету, которую мы купили, покидая Петроград. В ней было объявление об отправлении поезда…

Это для них было новостью. Они тут же громко прочитали газету большой толпе на станции. На том инцидент был закончен, если не говорить о том, что мы видели людей, несущих мешки со взрывчаткой, они намеревались взорвать мост на востоке, если бы наш поезд проследовал без остановок.


Из дневника не ясно, какие выводы сделала комиссия, и какие рекомендации предложила русскому правительству. Однако, видно, что комиссия,действительно, потратила свое время на инспекцию, а не только за обедами и ужинами встречалась с официальными лицами. За краткими строчками дневниковых записей - беспристрастная картина отсталого хозяйства, усугубленного беспечным управлением.
О том, какие рекомендации дала комиссия Стивенса - в следующем посте

Источник: "Russian diary of George Gibbs, 1917"
Tags: 1910, Февральская революция, железные дороги, мемуары, мнение иностранцев
Subscribe

  • Ленинград. Здание Ленморпроекта.

    Я уже писал о расположенном на углу Кавалергардской улицы и Суворовского проспекта здании Академии легкой промышленности - эффектном образце…

  • Усадьбы Знаменское-Раек и Прямухино.

    Пришла пора завершить рассказ о поездке в Остров, Торопец и Вязьму. Из Твери наш путь лежал в Питер, но по дороге мы посетили две усадьбы в…

  • Петрозаводск. Площадь Ленина

    Традиционная большая летняя поездка в этом году у меня не состоится, а потому придется заменить ее несколькими маленькими. Одна из них пару недель…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments