marina_klimkova (marina_klimkova) wrote in history_russia,
marina_klimkova
marina_klimkova
history_russia

Categories:

О том, как в тамбовцы прибавили святителю Питириму год жизни

marina_klimkova: О том, как в тамбовцы прибавили святителю Питириму год жизни

Не откладывая в долгий ящик, решила записать здесь некоторые материалы, вошедшие в мой доклад на Оптинском форуме, который состоялся в Тамбове 20 июня.

На конференции я рассказывала о том, как тамбовцы прибавили год жизни почитаемому ими епископу Питириму, правда это привело к тому, что они отняли год служения в Тамбове у другого епископа – Игнатия, который и без того пострадал от Петра I из-за того, не поддерживал проводимые в стране реформы. Игнатий был лишен сана и сослан в монастырь, после чего Тамбовская епархия почти на полвека потеряла свою самостоятельность.

Подобные истории происходят и в наше время, склонное к быстрому пиару. А потом – «что написано пером не вырубишь топором»…

Святитель Питирим Тамбовский. Хромолитография. Около 1914 г.
Святитель Питирим Тамбовский. Хромолитография. Около 1914 г.



В следующем 2014 году будет отмечаться 100-летие канонизации святителя Питирима – одного из последних, кто был причислен к лику святых перед самой революцией. В рамках гранта «Православная инициатива – 2012», который выиграла Тамбовская духовная семинария, мы начали подготовку к выставке «Святитель Питирим Тамбовский: начало и конец Российской империи (к 100-летию канонизации)». Работая в архиве по выявлению документов, связанных со зданиями-памятниками города, просматриваю также источники по истории Церкви, благо, что эти две темы порой тесным образом взаимосвязаны.

В российских архивах мы работаем около 15 лет, поэтому, казалось бы, сложно удивить документами, которые коренным образом меняют сложившиеся представления о том или ином событии, о биографии той или иной личности. Однако дореволюционные источники, рассказывающие о начальной истории города Тамбова, Тамбовской епархии, о святителе Питириме, по-настоящему впечатляют. Знакомясь с ними, начинаешь понимать, как мало знаем мы об отечественной истории и культуре.

Спасо-Преображенский кафедральный собор в Тамбове. Фото около 1904 г.
Спасо-Преображенский кафедральный собор в Тамбове. Фото около 1904 г.

Как известно, в качестве даты смерти святителя Питирима утвердился 1698 год. Однако еще дореволюционные историки С.Н. Введенский (Святитель Питирим, второй еп. Тамбовский // ТЕВ, 1899. №51-52) и Н.И. Орлов (В каком году скончался святитель Питирим // ИТУАК, 1917. Вып. LVII), сравнивая разные источники, доказывали, что он скончался 28 июля не 1698 года, а 1697-го. Основанием для такого заключения служили московские документы – расходные книги Патриаршего казенного приказа, в которых говорилось о назначении на Тамбовскую кафедру следующего после Питирима епископа, Игнатия, которое произошло в  1697 году. В одной из расходных книг записано: «Ноября 21-го, в неделю [т.е. в воскресенье], на праздник Введения Пресв. Богородицы, отпущено для поставления Игнатия, епископа Тамбовского, пития…» Кроме того, из расходных книг видно, что новый тамбовский епископ до своего прибытия в епархию встретил в Москве Пасху, которая в тот год праздновалась 24 апреля. Применив общепринятые в пасхалии вычисления, С.Н. Введенский определил, что это был именно 1697 год. Он писал, что «как это ни прискорбно», следует «признать хронологию местных источников в данном вопросе ошибочной».

В Государственном архиве Тамбовской области, в фонде Козловского Троицкого мужского монастыря, есть документ XVII века, который свидетельствует о том, что в апреле 1698 года (т.е. за три месяца до общепринятой даты кончины святителя Питирима) епископом на Тамбовской кафедре был уже Игнатий.


Надо сказать, что в фонде Троицкого монастыря сохранилось много интереснейших документов XVII столетия, которые не были изучены и опубликованы. Но работать с ними очень сложно из-за орфографических особенностей языка того времени и неразборчивых почерков.


В заинтересовавшем нас архивном источнике говорится: «7206 [1698] года апреля в 11 день по указу преосвященного Игнатия Епископа Тамбовского взято в его, епископа, казну Козлова города Троицкого монастыря у архимандрита Корнилия по его сборным книгам неокладного доходу венечных и похоронных пошлин, а нынешнего двести шестого года…» (показывала его в рубрике "Архивный четверг" ранее).


По традиции того времени, числительные обозначались буквами:
1000- 1000
7 -    7
- 200
-    6
Для того чтобы летоисчисление от сотворения мира перевести на летоисчисление от Рождества Христова, необходимо из указанной даты вычесть 5508:

7206 – 5508 = 1698 (год)

Данный документ доказывает, что в апреле 1698 года, за три месяца до общепринятой даты смерти святителя Питирима, епископом Тамбовским был уже Игнатий.

Ошибка в дате кончины святителя Питирима могла утвердиться по следующим причинам.

Во-первых, на его могильной плите изначально, видимо, не было никаких пояснительных надписей. Очевидно, после упразднения епархиальных штатов, которое произошло после низложения епископа Игнатия, об этом никто не позаботился.

О том, что первоначально на могильной плите святителя Питирима не было пояснительных надписей, говорится в документе 1802 года того же Козловского Троицкого монастыря. В нем излагается история Тамбовской епархии и есть раздел, озаглавленный так: «Кто были во оной Епархии Архиереи с показанием имен и прозваний их, также когда кто посвящен, когда скончался, откуда родом… и… имеются над гробами надписи?» (документ ГАТО). В той части документа, где приводятся данные о святителе Питириме, говорится: «…погребен в… Соборной нижней теплой Церкви со входу на правой стороне, в приделе Николая Чудотворца». Ни про какую надпись на гробнице речи не идет, хотя такие сведения даются о других епископах. Например, о епископе Феодосии (Голосницком) сообщается: «…погребен… в Спасо-Преображенском соборе в нижней теплой церкви, на левой стороне со входу, в приделе преподобного Феодосия Печерского, на гробнице сделана обыкновенная надпись».


Интерьер нижнего храма Спасо-Преображенского кафедрального собора в Тамбове. Фото 1904 г.

Таким образом, надписи с датами над захоронением святителя Питирима в начальный период, видимо, не было, т.е. не было источника достоверной информации.

С.Н. Введенский отмечал, что уже в наиболее раннем по времени документе, в «Тамбовском летописце» (1684–1708), вероятно, сразу после смерти святителя Питирима, был записан ошибочный год его назначения в Тамбов епископом (1686, вместо 1685) и точное время пребывания на кафедре (дата смерти указана не была). Отсюда пошла ошибка в подсчете прожитых святителем лет, которая потом перекочевала во все последующие источники: в летописный список Козловского Троицкого монастыря (1790-е гг.), в записки об истории Тамбовской епархии  1794  и 1796 годов,  данные которых вошли в «Историю Российской иерархии» 1807 года. А потом эта информация пошла в работы Г. Хитрова (1861), П. Преображенского (1862), С. Березнеговского (1862), Д. Самбикина (1872), И. Дубасова (1884), Н. Молчанова (1885) и И. Кобякова (1885).

Здесь следует отметить, что единожды сделанная ошибка, возникшая в какой-либо публикации, быстро укореняется путем тиражирования ее последующими авторами, которые начинают опираться, ссылаться на этот источник.

Мы видим, что с биографией епископа Питирима ситуация сложилась именно так. Поэтому, когда в 1899 году, незадолго до канонизации святителя, Введенский попытался обратить внимание на противоречивость дат, зафиксированных в разных архивных источниках (московских и местных), его никто не услышал. Кстати, в «Древней российской вифлиофике» приводится документ, в котором датой поставления Питирима на Тамбовскую кафедру называется 1685 год, что и подвигло С.Н. Введенского к его изысканиям.

Древняя российская вивлиофика. 1773 г.

По-видимому, именно к этому времени, к концу XIX века, произошел расцвет почитания святителя Питирима в народной среде. И, видимо, тогда начинает зреть мысль о его прославлении в лике святых.


Апсиды Спасо-Преображенского кафедрального собора в Тамбове (1694-1799).
Фото 2007 г.
Tags: 17 век, 18 век, 19 век, архив, историография, церковь
Subscribe

  • Дореволюционный Петербург.

    Еще одно пополнение моей коллекции открыток: Далее в моем блоге...

  • Петербург. Доходный дом Н. В. Спиридонова

    Почти в самом конце Фурштатской улицы стоит высокий четырехэтажный доходный дом в стиле неоренессанс (Фурштатская ул., 60) - бывший доходный дом Н.…

  • Ярославль. Соварх

    Я уже сделал несколько постов, посвященных советской архитектуре Ярославля. Сегодняшний пост продолжит эту тему и посвящен будет сразу нескольким…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments