zamglavred (zamglavred) wrote in history_russia,
zamglavred
zamglavred
history_russia

Глазами поэтов

ФЕДЯНОВА ГАЛИНА ВСЕВОЛОДОВНА
КРЫМСКАЯ ВОЙНА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ 1850-х ГОДОВ
Специальность 10.01.01 –Русская литература
Тверь 2008



...В Главе 1 «Поэтическое осмысление характера Крымской войны» на основе анализа поэзии начала войны показывается, что Крымская война была воспринята русским обществом как защита православия, национального достоинства России, чести, трона. Традиционная патриотическая установка «За Веру, Царя и Отечество!» приобрела конкретно-исторические черты, что привело к поэтическим мотивам, ранее сложившимся, новое звучание. Нередко одический пафос стихов сочетался с их прозаизацией. Отдельные элементы поэтических сюжетов сближались с документально точными описаниями событий. Эти особенности свидетельствовали об изменениях в языке, об эволюции поэтики, об адресованности стихов широкому кругу читателей в условиях войны.

В параграфе 1 «Патриотический подъём русского общества как основа возникновения поэтических мотивов» показывается значение мотивов защиты отечества, православия, трона. Так, газета «Русский инвалид» открывала 1854 г. (№1, 1 января) стихотворением «Заграничным приятелям», подписанным псевдонимом «Русский человек». Противопоставление заглавия и подписи акцентировало национальный характер содержания.

Далее в диссертации отмечается роль правительственных документов, особенно Высочайшего манифеста 9 февраля 1854 г. для подъёма патриотических настроений. Рассматриваются журнальные, мемориальные, эпистолярные материалы, поэтические отклики на Высочайший манифест (дневниковые записи А.В. Никитенко, А.Ф. Тютчевой, «Труды и дни М.П. Погодина» Н.П. Барсукова и др.), стихи, письма Ф.М. Достоевского, А.Н. Майкова, Н.А. Некрасова, Н.Г. Чернышевского и других литераторов.

В параграфе 2 «Патриотических традиций в поэзии» на основе сопоставления стихотворений ряда поэтов с их творчеством 1820–40 гг., делается вывод об обновлении их мотивов и поэтики. Обращается внимание на усиление демократизации литературы. Рассмотренные стихотворения Ф.Н. Глинки, П.А. Вяземского, В.П. Алферьева, Ф.О. Миллера выделяются, на наш взгляд, из большого количества произведений, посвящённых былым победам русского оружия и прежде всего военным событиям 1812 г..


Первым по времени создания стихов-откликов на начавшуюся войну было «Ура!» («Ура! На трех ударим разом…») Глинки, датированное 3 ноября 1853 г., опубликованное в № 1 в «Северной пчеле» 2 января 1854 г.. Лирический герой «Ура!» обращается ко всей стране, выражает интересы всей России, говорит от её имени – «Мы». Сила впечатления обусловливается эмоциональностью предельно простых, без переноса фраз, с восклицательной, как правило, интонацией. Лейтмотив произведения – уверенность в успехе борьбы с врагами сплетается из двух мотивов: гордости при воспоминании о русских победах в наполеоновских походах и презрения к предательству, отступничеству от христианства нынешних военных противников. Об адресованности стихотворения широкому кругу читателей свидетельствует тот факт, что оно было издано отдельной брошюрой крупным шрифтом с многочисленными черно-белыми контурными иллюстрациями. Приводятся редкие материалы о популярности «Ура!» у славянских народов.

В стихотворении-памфлете Вяземского «Современные заметки» (1854) прозаизация, выраженная в его заглавии, сочетается с патетикой стиха. Лирический сюжет строится на противопоставлении России и «забывающейся» Европы, на контрастировании ключевых образов. С одной стороны, это «орлиное гнездо» – образ России, целостный и монолитный, с другой – представляющие Европу «господа» – образ дробный, строящийся на поэтической диссимиляции. Острота противопоставления усиливается русским «решением» гамлетовского вопроса: «Бить или не бить». Этот иронический парафраз подчёркивается многочисленными проторечиями. Лирический герой напоминает о «жаркой бане» 1812 года, когда «гостям» «шкуру вениками вздули», о «трёхгранной кочерге» чисто тульского изделия»,» окатки» «Березинской водой» «студено» по заветам «славного банщика нашего Суворова».


В параграфе 3 «Мотивы духовного превосходства России перед военными противниками» на основе анализа стихотворений Майкова, Достоевского, Полонского показывается обновление и усиление мотивов защиты православия. Отмечается значение для творчества Ф.М. Достоевского образа Христа и карикатурности образов европейских политиков для творчества А.Н. Майкова. Н.А. Некрасов и Н.Г. Чернышевский характеризовали стихотворения Майкова этого периода как новое направление, вызванное «справедливым убеждением» поэта, что современность «требует своего Державина». Сам поэт подчёркивал искренность своих стихов. В оде «Памяти Державина» сплочённости России противостоит европейский «дух партий», который «злобу там таит». Поэтический образ общества – «Мы за нашими царями» выражает нераздельность народа и царей – «искусных вождей». Лирический герой воспринимает самодержавие как исконную черту национальной культуры, как основу духовного превосходства России перед Западом.

Тот же мотив, но в ином историческом ракурсе, развивается в «Клермонском соборе» Майкова. Самоотверженная борьба православной Руси с ордой сопоставляется с защитой христианства крестоносцами. Лирический герой понимает современную войну с Турцией как «обетованный поход» в защиту православия. Вспоминается самоотверженная борьба с ордой, в которой Русь не имела поддержки «западных братьев». Карикатурность образа европейских политиков достигает своего апогея в стихотворении Майкова «Арлекин». Заглавный образ строится на основе метаморфозы: бумажная игрушка, висящая на гвозде, превращается в образ европейцев, фальсифицирующих лозунги французской революции – свободы, равенства, братства. Им противопоставлена высшая духовная ценность России - Вера. В данном параграфе даётся обновлённая интерпретация стихотворения Достоевского «На европейские события в 1854 году». Уточняется эволюция образа Христа в творчестве Ф.М. Достоевского, показывается, что мотив страдания «вновь» распятого Христа символизирует остроту конфликта западных стран с православием. Таким образом, впервые в творчестве Достоевского появляется образ Христа именно в этом стихотворении, что до сих пор уходило от внимания исследователей. Стихотворение Полонского «Рыцарская ошибка» (1854) иронически экстраполирует на современную ситуацию – через подтекст- эпизод из истории крестовых подов, напоминая о «заблуждениях» Сынов Клермона.

В параграфе 4 «Мессианские мотивы» основное внимание уделено поэтическим произведениям славянофилов. Поскольку официально целью войны со стороны России была поддержка борьбы православных народов за освобождение из-под турецкого гнёта, национальное самосознание не могло не выразиться в мотивах мессианства Руси. Это свойственно более всего произведения К. и И.Аксаковых, Хомякова и близких к ним в тот период Тютчева и Глинки. Их стихам свойственна, с одной стороны, историософичность, с другой, - публицистичность. В «Спиритическом предсказании» Тютчева (1853 или 1854) грядущие события воспринимаются лирическим героем как «дни борьбы и торжества», которые завершатся превращением «старой Москвы» в «новейшею из трёх столиц».

Мы отмечаем, что в стихотворении К. Аксакова «Орёл России (1453-1853)» лирический сюжет складывается на основе мотива преемственности Россией византийского православия, что выражено и в заглавии стихотворения Показывается взаимосвязь гражданских мотивов стихотворения И. Аксакова «На Дунай!» с ранней лирикой поэта. Отмечен биографизм этого стихотворения. Биографизм этого стихотворения подтверждается фрагментами «автобиографии» поэта и дневниковыми записями В.С. Аксаковой.

Большой общественный резонанс вызвали ходившие в списках стихи «отстранённого от печати» Хомякова «К России» и «Раскаявшейся России» (1854). Мессианские мотивы в них связаны с призывом к покаянию, избавлению от «неправды чёрной».

Мессианские мотивы возникают и в стихотворении Ф.Н. Глинки «Пора! По прочтении известия о неслыханном ожесточении турок против христиан и о мужественном восстании Христиан в Эпире, Фессалии, Македонии и в других странах» (1854). В диссертации анализируется своеобразие поэтики этого стихотворения: сочетание двух легенд и образов современных событий. Рассматривается принцип зеркальности в структуре произведения.

Исследуются произведения с пораженческими мотивами. Мы относим к ним, например, малоизученное литературное наследие В.А. Энгельсона. По словам А.И. Герцена, его произведения с антиниколаевскими мотивами обнаружили «талант языкомерзия антихристова». В «Первом видении святого отца Кондратия» Николай 1 назван от лица Бога «царём нечестивым», «Николаем Гольштинским», «вошедшим на престол путём беззакония». В прокламации «Емельян Пугачёв. Честному казачеству и всему люду русскому шлёт низкий поклон» имитируются «прелестные письма», звучит призыв «с царём рассчитаться».

Таким образом, уже в начальном периоде военной кампании русская поэзия создала своеобразный портрет общественных умонастроений в России. Война воспринималась большинством как защита на современном этапе звучащего по-новому девиза: «За Веру, Царя и Отечество!».
Tags: 19 век, войны, диссертации, литература, общественное сознание, патриотизм, пропаганда
Subscribe

  • Ярославль. Соварх

    Я уже сделал несколько постов, посвященных советской архитектуре Ярославля. Сегодняшний пост продолжит эту тему и посвящен будет сразу нескольким…

  • Ленинград. Институт советского права

    На правом берегу Невы можно увидеть здание в стиле сталинской неоклассики, фасад которого украшен рядами пилонов (Малоохтинский пр., 98). Это одна из…

  • Ярославль. Проспект Ленина

    Один из самых интересных районов Ярославля для любителя советской архитектуры - участок проспекта Ленина, начинающийся от его пересечения с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments