sergeyurich (sergeyurich) wrote in history_russia,
sergeyurich
sergeyurich
history_russia

Categories:

ОБРАЗ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ В ИСТОРИИ РОССИИ, А ТАКЖЕ В ЕВРОПЕЙСКОЙ СКУЛЬПТУРЕ И АРХИТЕКТУРЕ

Оригинал взят у sergeyurich в ОБРАЗ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ В ИСТОРИИ РОССИИ, А ТАКЖЕ В ЕВРОПЕЙСКОЙ СКУЛЬПТУРЕ И АРХИТЕКТУРЕ
  ГЕОРГИЙ Победоносец, святой великомученик, один из наиболее популярных христианских святых. С давних пор он является до того народным, что чуть ли не в каждой стране, где распространен его культ, его имя переделывается на свой особый лад: Егорий или Юрий у русских, Жорж у французов, Йорге с средневековых Германии и Скандинавских странах, Гёрги у болгар, Иржи у чехов, Джерджис у арабов и т.д.
    Святой Георгий и установленные в честь него праздники пользуются уважением во всех славянских странах. В прошлом эти праздники сопровождались множеством обрядов, в которых Георгий являлся покровителем земледелия, что объясняется, прежде всего, его именем, которое в переводе с греческого означает "земледелец".
    Так, в России, кроме весеннего Юрьева дня (23 апреля), существует еще и осенний его праздник (26 ноября), имевший в истории русского средневековья большое значение, поскольку был важен с юридической точки зрения. В 1497 г., "Судебником" Ивана Великого было установлено "правило Юрьева дня", согласно которому право перехода зависимых крестьян от одного землевладельца (боярина или помещика) к другому ограничивалось двумя неделями (неделей до праздника и неделей после него). Это правило действовало в течении почти столетия неукоснительно, пока Борис Годунов не ввел "заповедные годы", во время которых оно приостанавливалось, а "Тишайший" царь Алексей Михайлович Романов, по требованию мелкопоместного дворянства, не отменил правило Юрьева дня окончательно, закрепив таким образом в Соборном Уложении 1649 г. наследственное крепостное состояние русского крестьянства. Наверное, все знают фразу "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!". Она именно об этом.
   Однако, святой Георгий, несмотря на его земледельческий в своей основе культ, как правило, изображается всадником, облаченным в доспехи, с мечем или копьем в руках, которыми он поражает дракона.

Святой Георгий в третьем дворе Пражского Града:


   Кто же он? Почему он так популярен? И при чем здесь дракон?

    Попытаюсь об этом немного рассказать в научно-популярном стиле.

    Историческая наука принимает факт существования мученика Георгия, поскольку его культ получил широкое распространение на Ближнем Востоке еще до V века. Ранние христианские богословы утверждают, что святой Георгий происходил из знатного каппадокийского рода и занимал достаточно высокое положение в римской армии во второй половине III века, когда Малая Азия являлась частью Римской империи. Во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане он сложил с себя военный сан, стал христианским проповедником, за что и был обезглавлен в 303 году после восьмидневных мучений (его заставили выпить чашу с ядом, растянули на колесе и варили в кипятке).

     Типичный великомученик, каких в христианской истории многое множество. Воин - христианин, вероятно поэтому он считается покровителем не только земледельцев, но и воинов (и в европейских странах, и в России; одна только наиболее почитаемая награда Российской империи - "Георгиевский крест", вручавшийся исключительно за военные подвиги, тому подтверждение).
    Но Георгий - не единственный святой воин-великомученик. К их числу относится, например, святой Себастьян, изображения которого также популярны. Однако, св. Себастьян почти всегда изображается в момент своего мученичества, и никогда как воин.

Святой Себастьян (скульптура во дворе собора города Реуса в Каталонии):


А вот святой Георгий повсюду изображен именно как воин, даже если он не на коне и без копья, как, например, в весьма оригинальной скульптурной композиции Субиракса, установленной в каталонском монастыре Монсеррат:


или во Флоренции:



  Причина, объясняющая это, а также и дракона, которого поражает Георгий, - в древнейшем житии святого, время создания которого не установлено. Однако, совершенно ясно, что это житие было написано еще в первом тысячелетии, поскольку оно стало популярным в Древней Руси еще с конца X века, те есть, с самого начала процесса христианизации Руси. Так, уже в 988 г. сын Владимира Равноапостольного, будущий Ярослав Мудрый при крещении получил имя Георгий. Именно поэтому, основанный князем Ярославом Владимировичем город, который теперь называется Тарту, а долгое время до этого носил имя Дерпт, при основании был наречен Юрьев.

   Сюжет жития в кратком пересказе таков.
    В неком язычеством царстве обитал страшный дракон, требовавший от царя отдавать ему на съедение детей. Когда на жертву дракону привели дочь самого царя, внезапно явился Георгий в образе молодого воина, победил чудовище, пронзив его копьем и поразив мечем, после того как копье сломалось. Усмиренного дракона спасенная Георгием дочь царя-язычника приводит в город - столицу царства, после чего сам царь и тысячи его подданных принимают христианство.

    Для меня как историка совершенно очевидно, что и это житие, и все его переложения (например, русское стихотворное повествование о Егории Храбром), являются аллегорией победы христианства над язычеством. Ведь на самом деле,
всё дело в драконе.  Для ранних христиан дракон символизировал абсолютное зло, каковым для них являлось язычество. Поэтому обращение языческих стран в христианство изображалось в символической форме - как пронзание дракона копьем.
    Для Руси это стало особенно актуальным в XIV веке, когда господствовавшая над Русью Орда приняла ислам в качестве официальной религии (при хане Узбеке). Вскоре после этого святой Георгий становится покровителем Москвы (при Дмитрии Донском), а несколько позже его изображение входит в состав русского государственного герба. Кстати, примечателен тот факт, что вплоть до конца XIX века в московском и российском гербах святой Георгий был обращен в правую сторону, то есть, на Восток. Это совершенно логично, поскольку именно с Востока исходила для Руси основная угроза от язычников, а мусульманское население Орды и её осколков (Казанского, Астраханского, Сибирского ханств, Ногайской орды и вассала Османской империи - Крымского ханства) в русских летописных источниках чаще всего называлось "поганые" (на латыни "paganus" - "язычники").
    После покорения Казанского ханства (1552 г.) его символом в России остается дракон, а позже, уже во второй половине XVIII века, он утверждается как герб Казани (таковым он остается и до сих пор). Это тоже вполне объяснимо: мусульманское население Казанского ханства (нынешние татары и башкиры) так и не было христианизировано, в отличие от некоторых других народов - бывших подданных казанских ханов, например, удмуртов и мордвы. Нужно отдать должное "толерантности" российских правителей того времени. Массового принуждения к переходу в православие не было вообще! И это в то время, когда, в Европе вовсю шли религиозные войны между христианами различных конфессий, то есть, католиками и протестантами. Я уж не говорю о геноциде, который развернулся в колониях западноевропейских стран!

    Во время крестовых походов конца XI - начала XIII вв. (о причинах, методах и результатах которых - как-нибудь в другой раз), культ святого Георгия как пособника в бою с "неверными" широко распространился в государствах Западной Европы. Вслед за этим были учреждены многочисленные ордена и общества в память великомученика. Они образовались почти во всех западноевропейских странах: Италии, Германии, Голландии, Испании и т.д.

Святой Георгий, поражающий дракона на здании Женералитета Каталонии в Барселоне:



  Хотя все эти ордена и общества имели различные статуты, но их общей чертой было обязательство вступающего заслужить своими будущими подвигами "в подражание доблести великомученика", честь, оказанную ему принятием в орден.

    К середине XVIII века в Западной Европе почти не осталось государств, которые не имели бы среди своих наград георгиевского ордена. В Англии уже в 1222 г. святой Георгий был признан покровителем страны, а приблизительно столетие спустя, и одного из главных орденов - ордена Подвязки. В России особый орден (о котором уже говорилось выше) в честь святого Георгия для отличившихся в военной службе был учрежден императрицей Екатериной II 26 ноября 1769 г. для "награждения отличных военных подвигов и в поощрение в военном искусстве".

    Святой Георгий поражающий дракона копьем нашел свое отражение и в западноевропейской архитектуре, в том числе, и нового времени. Так, великий Антони Гауди - глубоко верующий христианин, один из главных своих архитектурных шедевров посвятил именно победе святого Георгия над драконом.

"Casa Battlo" (1904 - 1906 гг.):


 Конечно, здесь, чтобы увидеть святого Георгия, пронзающего копьем дракона, нужно немного воображения. Хотя, на мой взгляд, все очевидно: и копье Георгия, и пронзенного им дракона, и чешую чудовища, и кости с черепами его жертв, все это великий архитектор продемонстрировал в полном объеме.

    При написании данной статьи были использованы следующие источники и литература:
1. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. - М., 1996.
2. Христианство. Энциклопедический словарь в 2-х тт. Т.1. - М., 1993.
3. Кирпичников А. Святой Георгий и Егорий Храбрый. - СПб., 1879.
4. Мои собственные знания и фотографии.

    Сергей Воробьев.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments