Елена (ljwanderer) wrote in history_russia,
Елена
ljwanderer
history_russia

9. Миссия и революция



Продолжение. Начало здесь
Работа в Росии у Молодых христиан развивалась довольно медленно, и к 1914 году достигла лишь минимальной из поставленных целей - в России удалось закрепиться. Помимо “Маяка” в Петрограде, был открыт филиал в Москве, и получено разрешение на начало деятельности в Киеве. Однако наложенные запреты создавали серьезные трудности в пропаганде Евангелия.
По сообщениям секретарей YMCA распространению деятельности препятствовали ортодоксальное мышление и ксенофобия. Церковная власть обвиняла Молодых христиан в прозелитизме, и всякая деятельность иностранцев, в условиях начавшейся войны, принималась с подозрением.

После начала войны Шварц и Дей уехали из Петрограда. Шварц вернулся в Америку. Дей стал работать в Европе. В Маяке с 1915 года работал

Ralph Hollinger
(1915-1918- Маяк, 1919-1921-Сибирь, 1922-1923 -Берлин)


Война поставила новую задачу, за решение которой на общемировом уровне и взялись Молодые христиане. Это была проблема содержания военнопленных.

Джона Мотт, к этому времени уже стал самостоятельным политическим лидером, за которым стояла внушительная сила. Мотт возглавлял Всемирный Союз Христианских студентов (WSCF), Христианский Союз Молодых Людей (YMCA) и был членом Международного миссионерского совета.

В 1915 году Джон Мотт направил в Германию двух секретарей YMCA Хиббарда и Харта для того, чтобы они добились разрешения оказывать помощь по содержанию военнопленных союзнических войск. Договоренность была достигнута с одним условием, такая же помощь должна была оказываться пленным немцам в России.


Carlisle V. Hibbard (1876-1954)


Договориться о доступе к австрийским и немецким военнопленным Мотт направил Арчибальда Харта. О работе Молодых христиан по оказанию помощи русским пленным я уже рассказывала в своем журнале
Добавлю лишь, что на работу с военнопленными было нацелено 20 секретарей: десять –в Европе и десять - в России. Среди них был, уже знакомый нам, Джордж Дей.


Archibald Clinton Harte (1865-1946)




Джордж Дей, секретарь российского общества “Маяк” с 1909 года,
помощник Харта в поездках по сибирским лагерям


Оркестр, состоящий из военнопленных из Богемии , позирует с русскими офицерами.
Арчибальд Харт сидит слева от коменданта, Джордж Дей - справа.




Русские военнопленные в Австрии



Секретарь YMCA позирует с русскими пленными

Замечательные условия проживания в лагере Тухель



Русские военнопленные были всегда голодны



Русский мальчик - военнопленный

Февральская революция, открыв двери в Россию, принесла евангелистам большие надежды.
Методист Джорж Саймонс писал из Петербурга восторженные письма о том, что ему удалось лицезреть, как сотни миллионов русских восстали против тирании и “средневекового террора” и обернулись с надеждой к свету свободы и демократии.


Dr. George A. Simons


Отили Саймонс, супруга Джорджа Саймонса на крыльце
детского дома, который содержали методисты в селе
Хандрово под Петербургом



Рабочие стоят перед строящейся Методистской церковью в селе Хайтолово.
В селах Хайтолово, Сигалово и Хандрово разрослась методистская община

Саймонс утверждал, что протестантская этика, которую несут миссионеры, должна влить свежую кровь и излечить Россию от всех проблем : “Только живое, практичное христианство, разумный евангелизм и христианское обучение с внедрением англо-американских идеалов и духа” сможет очистить Россию.

Такие восторги воодушевляли на грандиозные планы. Временное правительство охотно шло на обещания, а американцы, в поощрение, увеличивали финансирование.

В Россию хлынули миссионеры разных мастей, многие из них были когда-то уехавшими из России иммигрантами. Теперь они возвращались, чтобы привлечь как можно больше последователей и создать свои Церкви.



Баптист И.С.Проханов с солдатами



Собрание евангелистов в Озерках
( Петроград 1917 год)


Миссионерский Обозреватель мечтал: «придет время, когда конгресс евангелистов сможет собраться в Зимнем дворце».



Съезд евангелических христиан. 1917 год



Евангелические христиане. Владикавказ, 1917 год



Съезд петроградской христианской молодежи, 1917 год

Американцам казалось, что в России им предоставлены неограниченные возможности не только потому, что они являются прогрессивными христианами, но и потому, что они представляют богатую и современную страну, которой так сильно восхищаются русские.

Джона Мотта пригласили поучаствовать в работе Миссии Рута, которая должна была удержать Россию в войне.



Миссия Элиу Рута на вокзале
( генерал Скотт, Чарльз Рассел, Джон Мотт, Майор Вошборн, Джеймс Дункан)

С этой целью Мотт встречался с представителями русской власти и вел переговоры с Русской церковью. Молодые христиане (YMCA) предлагали в качестве моральной и материальной поддержки создать свои пункты в русской армии. Православные отцы, понимая важность укрепления армейского духа, шли навстречу.

Усилия Мотта оказались не напрасны, он добился официального приглашения YMCA в Россию, а встреча с архиепископом Тихоном дала основания заявлять впоследствии о начале диалога и сотрудничества с Православной церковью.

И вот уже в Россию был направлен десант секретарей YMCA, которые должны были основать пункты Молодых христиан не только в армии, но и во всех крупных городах , в планах было обеспечение населения спортивными секциями и курсами по обучению английского.

Молодые христиане под руководством Джона Мотта всерьез вступали в политическую игру, где Россия рассматривалась в спектре геополитических интересов.

Не испугала миссионеров и Октябрьская революция.
В рядах Молодых христиан было не заметно никакого замешательства, предполагалось, что большевики долго не продержатся. Поступавшие сигналы с мест о неясном сопротивлении местной власти считались временными и преодолимыми сложностями.

Все тот же Миссионерский Обозреватель писал в 1918 году:

«Настало время войти в Россию с Евангелием, свободным от формализма и предрассудков, время планировать обучение христианскому учению будущих лидеров России.»



Франклин Гейлорд в 1918 году вернулся в Нью-Йорк,
где получил пост секретаря Международного Комитета YMCA.
В Пресвитерианской церкви он читал лекцию о том,
почему Русская революция закончилась хаосом


Судя по активной переписке 1917-1918 года секретаря Иностранной Миссии, пастора методистскй церкви, Норта (Frank Mason North) с руководителем Русской Миссии Джорджем Саймонсом, “безграничные возможности” Русской Миссии представляли для пастора Норта огромный интерес.

Пастор Франк Масон Норт,
Секретарь Иностранной Миссии

Методистской епископальной церкви,
Президент Федерального совета (1916-1920)
церквей Христа в Америке




Епископ Джон Нильсен ( или Ньюлсен)


В январе 1918 года пастор Норт сообщил Саймонсу об увеличении  годовых поступлений на нужды Русской миссии до 1500 долларов.

Однако, многие миссионерские лидеры не в состоянии были оперативно перестроиться. Преподобный Саймонс развернул активную антибольшевистскую агитацию.  По этой причине Джорджу Саймонсу пришлось покинуть Россию.

Несмотря на надежды Саймонса вернуться к оставленной в Петербурге собственности и делу, которое он создавал много лет, Епископ Джон Нильсен, контролирующий миссионерские дела в Европе, настоятельно порекомендовал Саймонсу не посещать Россию, наделив его обязанностями суперинтенданта по делам России и придав в распоряжение Саймонса миссию в Прибалтике.
Тем не менее, это не остановило Саймонса от неофициальных визитов в Советскую Россию, просто в этом случае его деятельность не компроментировала Миссию, оставаясь частной инициативой.

Из Таллина, а потом – из Риги Саймонс мог вести наблюдение и содействовать общему делу. В Петербурге управлять собственностью Методистской церкви осталась дьконисса Анна Экленд.

Для работы в Советской России Миссия искала новых, более гибких лидеров. Одним из таких лидеров стал Юлиус Геккер, но его история впереди.



Джордж Саймонс с супругой в Методистской церкви.
Вернувшись в Америку, Сайсонс свидетельствовал перед Сенатской комиссией
по расследованию преступлений большевизма
о том, что революция произошла из-за евреев



Газета Evening Independent от 1919 года сообщает о лекции преподобного Фетлера,
который заявляет об огромных возможностях, стоящих перед Америкой




Фетлер рассказал американцам, что русские совсем не знакомы с христианством,
а большевистская власть долго не продержится, потому что отрицает Библию.
В июне Фетлер собирается привезти в Россию 30 русских священников,
которых за три года подготовиа Америка

Джон Мотт был одним из тех, кто рекомендовал президенту Вильсону интервенцию в Россию. Другим консультантом по России был Джордж Кеннан ( старший) ,  герой моих старых рассказов. Он тоже был ярый сторонник отправки военного контингента в Россию. Кеннан предсказывал поддержку народов Сибири и революционный переворот, который сметет большевиков, как только экспедиционные войска высадятся в России.

Направление экспедиционного корпуса осложнило ситуацию для тех миссионеров, которые пребывали в Москве и Петербурге. Всякая американская деятельность внутри страны теперь советской властью воспринималась враждебно.
Интересно, что к этому времени представителей YMCA на территории России оказалось намного больше, чем каких-либо других иностранных представителей дипломатических миссий или организаций.

После приказа американского консула всем американским гражданам покинуть территорию России секретари YMCA поступили весьма своеобразно.
Одна их часть выехала из Петрограда и Москвы через Финляндию, чтобы тут же въехать в Россию со стороны Архангельска, другая часть перенесла свой штаб в Самару, надеясь на скорое возвращение русской армии, а та часть Молодых христиан, которая находилась в Сибири и на Дальнем Востоке, сразу же мобилизовалась для решения новых задач.

Группы YMCA оперативно развернули свою работу на российской территории, превратившись в тыловые службы экспедиционных войск.
Теперь секретари YMCA стали выполнять свой патриотический долг, оказывая широкий спектр услуг своим соотечественникам, занявшим Российскую территорию.


Горячий кофе и сигареты - для экспедиционных войск в Сибири

К моменту прибытия в Архангельск в августе 1918 года основных частей экспедиционных войск секретари YMCA успели занять здание, в котором ранее размещался штаб отступивших большевиков, переоборудовать его в пункт YMCA и заняться приемом продовольственных грузов.



Тюрьма для большевиков, Мурманск, июнь 1919

К ноябрю 1918 г. Северную группу экспедиционных войск обслуживало 10 пунктов YMCA. В дальнейшем эта цифра увеличилась до 24-х. Помимо этого, по железной дороге в направлении Вологды функционировало 8 вагонов, а по Мурманской ветке – 6 вагонов, переоборудованных под подвижные пункты YMCA, использовавшиеся, как столовые и библиотеки. Молодые христиане не только обеспечивали дополнительное питание военнослужащих, но и заботились о развлечения, демонстрировали киноленты, устраивали встречу Рождества с вручением подарков, снабжали литературой, и конечно, проводили религиозные беседы, поддерживая воинский дух американцев и их союзников.




Архангельск, май 1919 года

В 1919 году в Сибири действовали 102 секретаря с наемными 200 русскими помощниками, работа велась в нескольких направлениях.
С русскими ( военными и гражданскими лицами) работали – 20 человек, с американским экспедиционным корпусом - 17 человек, с белочехами – 15.
Лекторский отдел ( включая кино) состоял из 12 человек. В помощь войскам союзников выделялось 10 человек, остальные были заняты организацией, финансами, транспортом, поставками и т.д.


Праздник, организованный во Владивостоке для итальянцев








Организации для работы были предоставлены помещения во Владивостоке, Хабаровске и Харбине, а также – в Иркутске, Красноярске, Омске, Томске, Ново-Николаевске.
Что касается работы среди местного населения, в 1918 году во Владивостоке ею занимались всего 8 человек, в качестве дополнительной работы после обслуживания американцев. Эти работники оказывали помощь беженцам, вели курсы английского языка, и занимались формированием группы бой-скаутов, которые стали первыми пионерами.

Секретари YMCA стойко преодолевали все трудности военной жизни, будучи готовыми, если это потребует дело, участвовать в бою, недаром в обучение секретарей YMCA входили основы военной подготовки.

Особенно хорошо была поставлена работа с белочехами.
Для чехов работало15 пунктов и 18 вагонов-столовых на протяженности в 1800 миль железной дороги. Помимо этого обеспечивались пункты и столовые для итальянцев, румын, французов, англичан, поляков , сербов и даже китайцев.


Широкое поле для деятельности YMCA - освобожденные сибирские каторжники
с плакатом "В социализме - наше спасение"


YMCA в одном только 1919 году отослала в Сибирь только для американского персонала 600 тысяч фунтов шоколада и миллион сигарет. Помимо вагонов-столовых были организованы курирующие по ж/д подвижные кинотеатры.

Были также сформированы и отправлены в качестве дополнительных подразделений Специальные бригады опытных работников, отвечающий за развлечения, среди них были лекторы и певцы, помимо этого отдельные бригады трудились над восстановлением порванных в процессе показа кинопленок, параллельно бригада занималась документальной съемкой .

В Хабаровске открыли Маяк – занимались спортом и обучением, показывали фильмы
В Иркутске формировали отряды скаутов. В Томске работала школа для 300 детей беженцев, столовая для студентов Томского университета, предоставлявшая обеды по сниженным ценам, и действовали курсы обучения английскому языку.
В Новониколаевске были оборудованы 3 спортивные площадки для игр, на курсах обучалось около 900 человек, демонстрировались фильмов, была организована раздача шоколада и сигарет инвалидам.

Вот как описывается работа с чехами:

В июне 1918 года был открыт пункт YMCA на железнодорожном вокзале Челябинска. В округе предстояло обслужить около 8 тыс. человек. Была запущена первоклассная программа. YMCA обеспечила себе продовольственные поставки из близлежащей местности. В результате была открыта пекарня и сосисочная фабрика, чтобы обеспечить чехам привычную им пищу. Сыра и масла было в изобилии. Каждую неделю на фронт высылался вагон-холодильник с холодными напитками, сосисками, сыром, маслом.




Вагон-клуб YMCA для чехов

Помимо этого, в отсутствии Красного креста YMCA оказывала помощь раненым.
В Екатеринбурге для чехов и русских было открыто четыре клуба, а также солдатские магазины. В клубе для чехов играл оркестр, кафе, в котором работало 6 женщин, знающих чешский язык. Иногда маленький магазин за день продавал до 500 фунтов хлеба и 400 фунтов сосисок. В клубе для русских давали лекции, концерты, водевили, каждый день показывали кино.

В Иркутске особенно хорошо шла атлетическая работа, когда в него на три дня вошли американские пехотинцы. С ними прибыли 150 офицеров, две бейсбольные команды, одна футбольная и боксеры.

Все время осени у чехов на линии между Красноярском и Иркутском было много работы, их враги пытались изрешетить пулями их вагоны, разорвать железнодорожное полотно. В течение трех месяцев чехи выгнали их с насиженных мест и продвинулись на сотни километров. Это была опасная работа,
пишет автор, из-за постоянной опасности быть атакованными большевистскими бандами. Тем не менее, на каждой железнодорожном пункте. Даже, если там было всего десяток человек, секретари YMCA останавливались, чтобы показать солдатам кино, сыграть с ними в футбол или волейбол, побыть с ними от одного до трех дней, чтобы окружить заботой и вниманием.

Подводя итог работе с чехами, автор заявляет, что в Сибири у Молодых христиан не было лучше друзей, чем чехи.


Прибытие чехов во Владивосток


Однако, к декабрю 1919 года из-за наступления большевиков работа продолжалась лишь в трех городах – в Иркутске, Харбине и Владивостоке




Здание, в котором размещался пункт YMCA во Владивостоке
В районе Владивостока оборот средств увеличился с 12 тысяч в июне до двух миллионов в октябре 1918 года. Для этого наладили работу фабрики , которая производила бисквиты, несколько фабрик производили шоколад. Для покрытия потребности в продовольственных ресурсов использовалась торговля с Китаем. Японией, Филиппинами и Кореей.

Был и еще один очень важный момент - благодаря осуществлению операций перевода денег без процентов работники YMCA экономили армии 100 тыс. долларов в месяц.

К 1920 году работа с местным населением все еще велась в Харбине и Владивостоке.
Ежедневно в пунктах YMCA была музыка. Кино, работала столовая и буфет.
Большое значение придавалось атлетическим соревнованиям.



Склад грузов YMCA в порту Владивосток



Погрузка на судно во Влдивостоке








Части YMCA оставались с войсками, обеспечивая их отход до последнего союзнического солдата.

После того, как были отправлены домой последние солдаты экспедиционных войск, секретари остались. Теперь они заботились о вывозе немецких, австрийских и турецких пленных.
YMCA покинула Владивосток лишь в 1923 году. В Харбине же работа с иммигрантами продолжалась вплоть до 1940 года
Всего для работы с интервентами было задействовано около 200 американских секретарей, количество вольнонаемных, используемых для оказания услуг YMCA, не указывается.




Вагон YMCA с секретарем MacNaughten во время русско-польской войны
Источники:
Service with fighting men, an account of the work of the American Young Men's Christian Associations in the World War;  by William Howard Taft , Frederick Morgan Harris
The American Mission and the 'Evil Empire': The Crusade for a 'Free Russia  by David S. Foglesong

Redeeming Russia. American Missionaries and tsarist Russia, 1886-1917.by David S. Foglesong

Продолжение следует
Tags: иностранный капитал, интервенция, религиозное сознание
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments