zamglavred (zamglavred) wrote in history_russia,
zamglavred
zamglavred
history_russia

Апология самодержавия

                                                                                                               БОГАТЫРИ НА ТРОНЕ

Приятно жить в те времена, когда ты можешь гордиться своей страной. Но стоит делам пойти плохо, как с благодарностью возникают проблемы. Бога православный человек еще может кое как "вывести за скобки" своих претензий. С родителями, даже очень сильно на них обидевшись, в конце концов почти всегда удается помириться. А вот со страной и тем более с ее руководителями это получается довольно туго. Если вокруг голод, разруха, бедность и безработица, если проигрываются войны и сдаются без боя международные позиции, то в этом виновато руководство страны, благодарить его не за что, разве не так?

Вывод естественный, трудноопровержимый и, к сожалению, не слишком новый. С грехом пополам приемлемый в нашу демократическую эпоху, когда к власти в результате выборов может прийти кто угодно, он делался русскими людьми и прежде, когда во главе государства стояли Богом данные России цари. Сегодняшние монархисты, превратившие рассказ о деятельности большинства императоров в череду сплошных удач и успехов, предпочитают помалкивать об их поражениях. Но такое замалчивание вряд ли скроет от потомков очевидные факты. Царствование Николая I оборвалось в самом разгаре проигрываемой Российской империей Крымской войны (1853-1856), а Николай II был свергнут заговорщиками с престола по обвинению в разгроме русских войск на фронтах Первой мировой (1914-1918), перед этим его много лет обвиняли в позорном окончании Русско японской войны (1904-1905) и в кровавом хаосе революции 1905-го.

То, что все эти войны и революции были развязаны врагами против России, мало кого могло утешить. "Что же это за страна у нас? Напали на нее, а она за себя и постоять не может. Что толку, что солдаты дерутся храбро, коли генералы у них – трусы и дураки? Да и повыше, видать, все насквозь прогнило. Куда только царь смотрит?" – рассуждали обыватели и, надо сказать, возразить им часто было некому.Кто же станет хвалиться поражением или благодарить за него власти?

Что же в это время чувствовали эти самые власти, мало кого волновало. Император – это ведь не столоначальник и даже не министр. Ему объяснительные записки подавать некому, да и в отставку при случае не улизнешь. Единственная "удачная" попытка такого бегства была предпринята Великим князем Константином Павловичем в декабре 1825 го. Как известно, она чуть не привела к революции и междуусобной войне. Так что, хорошо шли дела у страны или плохо, бежать царю было некуда.

То, что царский труд был одним из самых "вредных" в России, доказывает статистика. Три самодержца из шести, занимавших престол в XIX веке (Александр I, Николай I, Александр III), надорвавшись от напряжения и тяжелого каждодневного труда, ушли из жизни, не дожив до 60 лет (при этом их кончина сопровождалась весьма странными обстоятельствами). Еще троих (Павел I, Александр II, Николай II) в буквальном смысле слова уничтожили на своем посту. 50-процентная смертность! Не лучше, чем у младенцев в рабочих бараках.

И ведь каждый из них, заступая на службу, ясно видел судьбу своих предшественников. Сегодня новое начальство, как правило, начинает работу с разноса и критики старого. Это хоть как-то оправдывает «непопулярные меры»: запущено же все было! Но Романовы, что бы они лично ни думали друг о друге, оставались одной семьей. И брат должен был быть готовым разделить ответственность за ошибки брата, а сын всегда брал на себя весь груз общественных претензий к отцу.

Революционный мыслитель Александр Герцен как то назвал декабристов "богатырями, кованными из чистой стали". Но как бы мы ни относились к их деятельности, большинство из них заслуживает скорее звания некрасовского "рыцаря на час". Настоящие богатыри XIX века не разрушали свое государство, а правили им, строили его. Россия для них была не романтической мечтой, не золотой жилой для извлечения прибыли, не полигоном для великих экспериментов, а домом, доверенным династии Самим Богом. Отвечать за этот дом, по мере возможностей обустраивать его им приходилось и в счастливые, и в печальные времена. Они отвечали за все. Не только перед землей. Перед Небом.

Что же давало им силы годами носить на себе такую ответственность? Особая благодать, даруемая православному самодержцу при помазании на царство. Крепкая вера в Бога и упование на Его помощь. Но не только это. Во первых, не нужно забывать о заступничестве святых. Все ХIX столетие царский престол невидимо охраняли благоверный Великий князь Александр Невский и святитель Николай Чудотворец, бывшие в земной жизни не только подвижниками, но и крупными руководителями. А во вторых, о помощи к этим святым долгое время взывали не одни лишь носившие их имена монархи. До конца ХIX века о своих царях горячо молился народ. Какие бы скорби ни обрушивались на его голову, простой крестьянин, мещанин, рабочий, солдат, купец изо всех сил старались отвести вину от своего Государя. И простые, и знатные люди умели верить, что любая беда, любая несправедливость, любой раздражающий душу беспорядок – не только результат чьего нибудь упущения, но и произволение Божье. Предупреждение, в разной степени посланное всем, а не кому то одному, пусть и самому главному.

В начале ХХ века эта вера стала ослабевать. Коллективная ответственность показалась многим слишком тяжелой и несправедливой, а личную стали понимать как право оторваться от сограждан, осудив их со стороны. Но если представители малых и окраинных народов, отделяя себя от России, сразу же начинали строить свое, подчас не менее сплоченное государство, то отколовшимся русским оставалось только сбежать в "светлое будущее". Нести на себе тяжелое и отвратительное настоящее никто не хотел. И тогда вся народная ответственность за происходившее в стране легла на плечи одного человека. Это был очень сильный человек, хотя его сила казалась почти незаметной со стороны.

О Государе-мученике сегодня написаны десятки книг. Его роль в продолжающемся развитии России трудно переоценить. Но все таки хочется, чтоб люди помнили: у входа в счастливый завтрашний день нашего Отечества стоит не один, а шесть настоящих мужчин, шесть человек, отдавших свою жизнь России и ее народу. Стоит хотя бы сегодня поблагодарить их за это.

опубликовано в журнале "Наследник" №2, 2005

Текст выложен для обсуждения и открыт для любой внятной критики. Удаляться будут лишь комменты с ненормативом.
UPD. Прошу прощения у читателей, что не указал на эссеистический характер текста. Благодарю всех за отзывы.

Tags: 19 век, дискуссии, общественное сознание, патриотизм, религиозное сознание, самодержавие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments