Николай Славнитский (Николай Славнитский) wrote in history_russia,
Николай Славнитский
Николай Славнитский
history_russia

К вопросу о "еврейском заговоре" в революции 1917 г.

Существует мнение о том что революция 1917 г. (особенно Октябрьская) подготовлена и осуществлена евреями. Хотел бы остановиться на том, откуда оно появилось, и как сформировалось. Сделаю оговорку - специально я этим вопросом не занимался, просто по ходу работы попадались материалы и сложилось то мнение, что я ниже изложу. Ссылок приводить не буду, однако круг источников постараюсь очертить.


Появилось такое мнение, надо сказать, достаточно давно - уже к концу XIX столетия, а в начале XX века уже становилось если не массовым, то очень распространенным среди части интеллигенции и мещанства. Во многом это связано с реформами Александра II и контрреформами Александра III - тогда произошло некоторое "идеологическое" разделение общества на "космополитов" (западников, либералов) и сторонников "русского стиля" (по сути - консерваторами). "Русский стиль" на рубеже веков утвердился довольно прочно и в искусстве, и в архитектуре (особенно в церковной), выпускалось также большое количество предметов декоративно-прикладного искусства в русском стиле (сани, медведи, рукавицы). В этой части общества и утвердилось мнение, что западники-космополиты связаны с евреями. Замечу, к слову, что император Николай II, как и его предшественник весьма поддерживал "русский стиль".

Поэтому правительственная пропаганда - как СМИ, так и публицисты - очень активно "раздували" версию о том, что все, выступающие за различные реформы  как либералы. так и социалисты - так или иначе связаны с еврейством. Разговоры о евреях и революции пошли еще в 1905 г. (возможно, что и ранее, но с 1905 г. - уже "массированно"). Да и терроризм (эсеров) столичные газеты увязывали с евреями, мне уже несколько раз попадались сообщения об убийстве того или иного деятеля с фразой "убит неизвестным евреем" (судя по всему, кто убил, еще не известно, но точно известно, что еврей). Ну и черносотенные публицисты (как и националисты) писали об этом постоянно - евреями они называли не только социалистов, но и кадетов.

Был и еще один деликатный момент. Дело в том, что эмигрировать из России в начале XX в. легально могли только евреи (и таковых - легально эмигрировавших - набралось от 2 до 3 миллионов человек - по разным данным). И похоже, что часть общества так и стала реагировать - раз эмигрант, значит еврей.

А в 1910-е годы противостояние черносотенцев и евреев стало уже во многом искусственным. Фактически, любого человека, лояльного императору (даже не интересующегося политикой), могли назвать "черносотенцем", а любого оппозиционера (опять же как либерала, так и социалиста) - "евреем" (весьма знакомая нам по последним месяцам ситуация). Что совсем забавно - после Февральской революции весь 1917 год правительственная пропаганда объявляла черносотенцев (кои к тому времени уже практически прекратили свое существование) главными врагами народа. Так, в июльских выступлениях против Временного правительства столичные СМИ обвиняли черносотенцев и "примкнувших к ним большевиков", а в декабре того же года - те же черносотенцы, по версии тех же СМИ, выступили против советской власти - только на раз "их поддержали" эсеры.

И надо заметить, что первая волна эмигрантов из России - это те, кто эмигрировал сразу после февральских событий - те самые националисты и монархисты, которые всех врагов императора считали евреями. Они и и стали так сказать "создателями" белоэмигрантской идеологии - белое движение, как известно, своей идеологии толком не выработало, кроме "борьбы с большевизмом". И когда эмигранты из рядов белого движения оказались рядом с теми, кто от них убежал, они неизбежно оказались вынужденными искать общий язык и подстраиваться под мнение "националистов". К тому же все, будучи вынужденными жить рядом. были заинтересованы забыть взаимные обиды. Так и выработалась "общая платформа" - о евреях-большевиках, погубивших прекрасную "Россию, которую мы потеряли".

По сути дела версия "еврейского заговора" и стала первым примером "информационной войны" - в плане пропаганды в массовом сознании.

На деле же доля евреев в российском революционном движении была невелика.Наткнулся как-то на некоторые денные о национальном составе революционеров. Данные не всеобъемлющие - выборка на основе "анкетирования" в тюрьме и на каторге, но все же представляют интерес. Составлялись основе опроса тех, кто оказался арестован и осужден сразу после Первой революции, то есть тогда, когда революционное движение уже стало массовым.

В Бутырской тюрьме было 59 % великоруссов и малоруссов, остальные 40 % падают на инородцев. Из них латышей 18 %, кавказцев 10 %, дальше идут поляки и евреи.
В Александровской каторжной тюрьме великоруссов было 44 %, малоруссов 11 %, всего 55 %. Среди инородцев больше всего поляков - 13 %, евреев - 11 %, латышей - 7 %. (Крамаров Г.М. Нерчинская каторга (1907-1910) // Каторга и ссылка. 1922. № 3. С. 63).
Из этих (и других, вроде бы) наблюдений автор сделал вывод, что "национальный состав в общем и целом пропорционален соотношению наций, наделявших империю, и ни в какой степени неверны заявления черносотенцев, что главное участие революционных выступлениях принимали инородцы - русских было большинство".


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments