Елена (ljwanderer) wrote in history_russia,
Елена
ljwanderer
history_russia

Categories:

Двойная жизнь преподобного Геккера. Часть 1

Это должен был быть рассказ о протестантском пасторе, задумавшем примирить социализм и христианство в сознании пролетариата. Впервые я узнала о нем, когда читала о Христианской Ассоциации Молодых Людей(YMCA) и их помощи военнопленным. Преподобный Геккер организовал для русских пленных в австрийских лагерях курсы обучения неграмотных.
Потом я прочитала статью американской журналистки Анны Стронг о том, как протестантский пастор привез в страну 5 тысяч долларов, чтобы организовать заочные курсы для подготовки советских специалистов. За эту идею, рассказывала журналистка, его выгнали из Америки те, кто не хотел признавать большевистскую Россию.

      А потом мне попалась публикация в Новой газете с рассказом о репрессированных сестрах Геккер: « …в 1938 году папу расстреляли за шпионаж (он за границей много бывал…)».
      Сайт художника Юлия Ведерникова рассказал, как его дед, Юлий Федорович Геккер, участник революционных событий 1905 года в России и русский социолог, был расстрелян, а его семья репрессирована. Другие газеты сообщала подробности - Геккер вынужден был эмигрировать в США, “спасаясь от преследований царской охранки “.

Да тот ли это Геккер? Проверила – тот самый. Только вышло так, что жизни у него было две. Одну я узнала от американских историков, а другую – создали дети и внуки.

Интересно, что и в списке сталинских жертв Юлиус Фридрих Геккер учтен тоже дважды, в России — в русском списке Юлиан Федорович присутствует как « русский и американский философ», в Америке — свой национальный список, в котором набралось уже 15 американских жертв сталинизма.

На английских страницах Интернета о Юлиусе Геккере говорят разное, кто-то считает его кремлевским агентом, кто-то - жуликом, многие годы “доившим” церковь, а кто-то, более осведомленный, заблудшей душой.

Чем больше я пыталась разобраться в этой истории, тем больше узнавала удивительных подробностей. Вот и получился рассказ с названием «Двойная жизнь преподобного Геккера»



1. Начало жизни

Итак, Юлиус Фридрих Геккер родился в 1881 году в России, в Санкт-Петербурге, имел немецко-французские корни, был лютеранином. Американцы пишут, что до достижения 21 года он сохранял свое немецкое гражданство, а после – принял гражданство американское.
Потомки рассказывают, что Юлий Федорович родился в семье немца Теодора Геккера и француженки Луизы Шелонг. Помимо Юлиуса в семье еще были старшие сестры София и Ольга.

Теодор ( по американским данным – Фридрих) Геккер, как сообщают родственники, работал красильщиком и рано умер, семья жила в нищете, и Юлий с десяти лет уже работал на заводе, а сестры – няньками в больнице.

В своих рассказах дочери еще не готовы признать своего отца борцом с большевизмом, но уже не хотят себя считать выходцами из рабочей среды и ищут аристократические корни, которые, по их мнению, определяются стремлением матери дать детям образование:

«Брак с рабочим, скорее всего, был мезальянсом, причины которого неясны. Но ее тонкая душевная организация сказывалась в том, как она воспитывала детей, как, даже будучи смертельно больной, старалась обучить маленького сына хотя бы немецкому языку.»

«Умирая от чахотки и беспокоясь о судьбе детей, Августа Луиза взяла с дочерей слово, что они эмигрируют в Америку и помогут брату получить образование. 'И чтобы нога его больше никогда не ступала на русскую землю!' - эти слова метери дети запомнили на всю жизнь.» - публикует воспоминания Марселы Геккер журнал «Иные времена» 2007 года. [Вот так любила страну пребывания, Россию, семья Геккеров]

Юлий закончил церковно-приходскую школу, а затем «священник определили его и еще нескольких любознательных мальчиков на вечерние курсы» [не были ли эти курсы методистскими курсами по изучению Библии?]

19- летний Юрий, как рассказывают потомки, «ораторствовал перед рабочими» и, чтобы избежать неминуемого ареста, отплыл в Америку, устроившись кочегаром на судно. По воспоминаниям Ирмы (Ирмгард Амелии Геккер) отец покинул Россию в 1902 году. [задолго до революции 1905 года, но как раз для того, чтобы поменять гражданство]

В Америке ему оказали помощь немцы-методисты, один из них, священник Грюневальд принял непосредственное участие в судьбе юноши: «Он помог ему найти работу на заводе и начать учебу, конечной целью которой было поступление на философский факультет Колумбийского университета”

Дадим слово и самому герою рассказа. Умолчав о революционном прошлом, свою биографию, записанную американским социологом Эрлом Юбенком в 1930-х годах, Юлий Федорович Геккер начал так:


«Молодым человеком до Первой мировой войны я приехал в Соединенные Штаты и получил гражданство. Я очень глубоко интересовался религией, что привело меня в Методистскую миссию.»
.




Юлиус Геккер в Университете Цинцинатти
штата Огайо (Cincinnatti)
на встрече с Эрлом Юбенком в 1935 году

К этой биографии, рассказанной самим Геккером, а также к рассказам дочерей, я буду все время возвращаться, сверяя с американской историей. А еще я буду вспоминать некоторых персонажей моего предыдущего рассказа о Великом евангелическом походе, потому что вся эта история, так или иначе, связана с предыдущей.
Итак, пастор Грюневальд дал юноше «путевку в жизнь», с которой он и отправился в свой долгий путь. \

А путь его лежал в штат Огайо, где находился Немецкий Колледж Уаллеса
(German Wallace College).

Этот колледж для немецких юношей-имигрантов был частью методистской программы по привлечению в свои ряды лютеран.

Колледж давал теологическое образование, и в то время оно было довольно престижно, многие молодые люди из бедных семей мечтали продвинуться, получив юридическое образование, или, став пастором. Со временем German Wallace College был преобразован в Baldwin-Wallace College и University.

С 1902 по 1908 гг. в Немецком колледже Уаллеса занимал профессорское кресло Джон Луис Нильсен (John L. Nuelsen), один из персонажей Великого Евангелического похода.
В колледже он преподавал в Теологической Семинарии Наста, которую, как пишут американцы, и посещал Геккер.

Из биографии Геккера:
Недалеко от Кливленда я встретил мисс Элизабет Юнкер (Elizabeth Junker), дочь лютеранского священника, которая родилась во Франкфурте-на -Майне.Она стала моей женой.
.

Когда семья лютеранского священника Юнкера переехала в Америку, Элизабет было уже 25 лет, она тоже училась в German Wallace College, расположенном недалеко от Кливленда.



Dr. George A. Simons
В 1910 году Геккер получил степень ВА (Bachelor of Arts) и переместился в Мэдисон, Нью –Джерси, где продолжил учение в другой семинарии – Drew Theological Seminary, которая готовила уже не просто пасторов, а методистских миссионеров.
Попечителем (и куратором) Cеминарии был все тот же Нильсен.
Геккер закончил Семинарию в 1912 году, получив степень BD (Bachelor of Divinity).
В ежегодном Докладе Русской Миссии за 1910 год, подготовленном Джорджем Сайменсом (George Albert Simons), другим героем рассказа о Великом евангелическом походе, сообщалось, что преподобный Геккер выразил желание вернуться в Петербург, чтобы служить Методистской епископальной церкви [Methodist History vol.4 p.111].
Русская Миссия в то время крайне нуждалась в новых кадрах, знающих язык и местные нравы.

Итак, Геккер выбрал путь миссионерства и твердо шел к намеченной цели [ или его к ней направляли].

2. Поднятая целина преподобного Геккера

Однако, несмотря на желание отправиться миссионером в Россию, его послали в Нью-Йорк, где срочно требовался священник со знанием русского языка. После 1905 года из России в Америку усилился поток эмигрантов, мечтающих о свободе и достатке. Однако, в Америке они нашли нищету и еще более жестокую эксплуатацию. Волна забастовок грозила поглотить все американские штаты, социалистические идеи распространялись в рабочей среде.
Рабочему движению требовались лидеры, и методисты предложили своих.

Геккер стал помощником пастора Методистской церкви на Манхеттене [People's English Home Church , East 11-th street], территория была большая, и состояла она из беднейших слоев общества, представителей разных национальностей. Русских иммигрантов, посещавших тогда методистскую церковь, было всего 75 человек. Но это было только начало, молодому пастору было поручено привлечь к церкви остальных.

Газетная статья 1911 года,
сообщающая о новом евангелическом движении в Нью-Йорке,
Преподобному Юлиусу Ф. Геккеру
поручено заняться работой среди русских


Методистская епископальная церковь,  на одиннадцатой улице Нью-Йорка,
в районе Манхеттена, как она выглядела в начале века.

“Святое писание для революционеров” – так назывался обзор статьи из нью-йоркской газеты "Sun", опубликованный в мае 1914 года в газете "Литературное Обозрение".
Газета рассказала о молодом протестантском священнике, покорившем русских анархистов представлением христианства в научном, социологическом, смысле.

Корреспондент, сокрушавшийся по поводу религиозного и политического фанатизма русских, нашел лекарство против него в собственной стране”, - сообщала газета.
Посетив лекцию преподобного Геккера, автор статьи не услышал обычных догматических рассуждений о грехе, обычного порицания или напоминания о райской жизни праведников.
Две сотни русских иммигрантов, еще недавно кричавших: “Оставьте Царство Божие себе и дайте нам Землю!”, теперь тихо внимали молодому пастору, рассказывавшему им о социальной эволюции.

Потом была исповедь. Но это были не обычные признания грехов, там не признавались в мелком воровстве, в тяге к алкоголю, или в непосещении воскресной службы.



Та же церковь, фотография 1939 года

Эти люди на 90 процентов состояли из революционеров и политических каторжников.
И их рассказы были об опасностях, кандалах, тюремной жизни, анархистских заговорах, бегстве от полиции.

Один из них был лидером восстания 1905 года на Черном море, ему удалось бежать в Америку, а теперь он готовился стать священником и читать проповеди своим соотечественникам.
Другой был участником знаменитого ограбления поезда на польской границе, был посажен в тюрьму, но ему удалось бежать. Теперь он говорил, что рад спокойной жизни в Америке, ведь только теперь он стал осознавать, что есть зло, а что есть добро.


Газета “Sun” поведала читателям, что мистер Геккер и сам был когда-то революционером, но приехав в Америку, он стал учиться в методистской семинарии. Он намеревался вернуться в Россию, чтобы помочь своим товарищам. Однако, под впечатлением увеличивающейся российской иммиграции, решил начать работу по реформированию России с нью-йоркского Ист-сайда.


Современный вид церкви,
в которой проповедовал Юлиус Геккер

Из интервью пастора Геккера газете "Sun":

“Когда я впервые предстал перед своей аудиторией с Библией в руках, меня встретили возгласами: Отнеси ее в музей! Не нужно нас обманывать никакой религией! Ну и что, что существует Рай. Мы хотим повышения заработка.” Такой пастве традиционный Методизм не подходит. Потому я изобрел свое Учение.”

“… русские радикалы редко соглашаются между собой, кроме одного вопроса, в котором они солидарны – церковь и религию они считают величайшим злом, от которого когда-либо страдало человечество. Когда на одном большом собрании оратор сказал, что из всех своих врагов он главным считает Бога, он вызвал бурю аплодисментов.

Эта невероятная враждебность к религии создана разложившейся государственной Церковью, деспотическим режимом, который пользуется народной безграмотностью и предрассудками.
Может показаться странным, но это богохульство, ни что иное, как плач души по религиозной Истине.
Этот факт воодушевляет меня. Моя паства не верила ни во что и ни в кого, была совершенно аморальна, сбита с толку различными течениями марксизма, анархизма, мальтузианства, мирового рабочего движения.
Старые чувства, благочестивые традиции, иррациональные, но неискоренимые традиции не дают людям возможности принять новую религиозную Истину и сдерживают их интеллектуальный и духовный рост.
Однако, это и была – целина, которую нужно было поднять….”


Итак мистер Геккер начал с вечерних лекций, на которых он критически рассматривал все современные течениясоциализм, анархизм, синдикализм и прогрессивный американизм.

Геккер разрешал задавать вопросы и возражать. Он стремился к тому, чтобы не осталось ничего непонятного.
В дискуссиях он всегда был не против своих оппонентов, а с ними заодно. Так они пробирались к Истине час за часом, иногда их дискуссии заканчивались далеко за полночь. Мистер Геккер признался, что за это время он переработал больше знаний по этике, биологии и социологии, чем за все время пребывания в колледже.

Помимо этих вечерних лекций при церкви были организованы вечерние курсы обучения английского, американской истории и гражданского права, открылась комнату для чтения, стали проходить вечера, где иммигранты могли проводить свое свободное время вместе.

Со временем предубеждение сменилось доверием, и Геккер смог, наконец, возобновить свои воскресные проповеди. Его первыми словами были: “Вы узнаете Истину, и Истина сделает вас свободными”. Посещаемость службы стала увеличиваться, теперь при Методистской церкви состояло 25 полноправных членов, у нее было 60 человек спонсоров, ее вечерние курсы посещала сотня учеников, а на службу стало приходить 500-600 человек в неделю.

“Я объясняю Истину, заключенную в Библию при помощи логики, истории и социологии”, - объяснял Геккер.
На вопрос журналиста, почему бы ему не оставить христианство и преподавать социологию, Геккер ответил:

Социология не может заменить религию, она, скорее, объясняет и оправдывает ее.
Скоро наступит день психологической и социальной революции.
Народам нужны лидеры, эти лидеры должны иметь еще что-то, помимо науки, они должны быть людьми проницательными, они должны сердцем и душой верить в принципы какой-то формы обновления, они должны быть пророками в полном смысле этого слова”


3. Методист- социалист

В Нью-Йорке Геккер посещал Объединенную Теологическую Семинарию, а в Колумбийском университете - курсы социолога Франклин Гиддингса.



Под руководством Гиддингса Геккер написал и защитил докторскую диссертацию, которая была опубликована университетом в 1915 году под названием «Русская социология». В своей работе после изучения русской философской мысли, Геккер сделал вывод о главном отличии русской социологии. Она не была наукой, созданной учеными университетов, русская социология была выражением общественного мнения и политических взглядов отдельных русских лидеров.

Во время работы супруга над диссертацией миссис Геккер также посещала курсы социологии, однако основной заботой ее были дом и семья, в которой постепенно родилось четыре девочки.
Преподобный же Геккер в это время всего себя отдавал учебе и работе.



Это были времена, когда революционные идеи овладевали массами, и Объединенная Теологическая Семинария не смогла устоять перед напором либерализма, в нее тоже проникали радикалы.
Одна часть Семинарии требовала соблюдения свободы слова и совести, другая - очищения от красных.

На самом деле те, кого считали «красными» вовсе не были марксистами, они лишь, в соответствии с христианской позицией, пытались понять и защитить интересы непривилегированных классов.

В обращении к руководству одна сторона призывала изгнать из учебного заведения всех красных, другая взывала к разуму: «Если сегодня “красным” нет места в Церкви, то возможно, завтра в мире не останется места для Церкви…Обидно, если учебное учреждение такого высокого уровня превратится в заурядную школу тренинга миссионеров».

Юлиус Геккер примкнул к радикальной части студентов, а руководство Семинарии видело в Геккера не революционера, а харизматического лидера.
Сегодня в истории Объединенной Теологической Семинарии имя Геккера упоминается лишь вскользь.

В 1913 году на День Ветеранов (Armistice day) студенты потребовали, чтобы службу вел уже имевший репутацию радикала Юлиус Геккер, служивший помощником студенческого пастора. Опасаясь усиления радикальных настроений, руководство отказало Геккеру в ведении службы в стенах учреждения. Тогда проповедь была перенесена из Семинарии в арендованный для этих целей зал. В тот день, 12 Ноября 1913 года, преподобный Геккер посвятил свою проповедь необходимости объединения людей ради сохранения всеобщего мира.

Геккер развивал идеи общности социализма и христианства. Все чаще в его проповедях звучала тема обновления и революции, которая должна произойти в обществе и в душе, объединения людей ради всеобщего благоденствия. Не будет войн и будет мир, если люди объединятся и приложат все усилия для его изменения, такой будет мировая революция. Однако, это идея всемирного объединения была навеяна отнюдь не марксистскими идеями, а идеями христианскими.

О проекте века - IWM (Interchurch World Movement) - Общецерковном мировом движении и попытке примирения бастущего рабочего класса с владельцами сталелитейных корпораций я уже рассказывала здесь


Из биографии Геккера:
“Как-то раз я выступал перед религиозными лидерами и социологами, которые собрались в отеле Пенсильвания в Нью-Йорке. Эта группа состояла из людей, которые были настроены против сталелитейных магнатов. Мое обращение привело к вмешательству в это дело, что впоследствии называлось “Исследование забастовки Общецерковным мировым движением”.
За это меня занесли в черные списки”

.

Методисты не собирались отступать. Как говорил корреспонденту Юлиус Геккер, чтобы выиграть борьбу за рабочих, нужно было быть не против них, – нужно было быть с ними заодно.
На своих Конференциях 1912 и 1916 годов методисты призывали установить 8-часовой рабочий день , а в 1920-м защищали свободу слова, свободу собраний и гражданские права.

“Здесь, в США, мы еще не готовы к большевизму и потому мы должны совершить нашу революцию по-другому…Однако, она, наша революция, без сомнения настанет!” Такие заявления были характерны для выступлений Геккера перед рабочими в 1920 году, так записано в материалах дела, заведенного на “красного” пастора.

На страницах 1137-1138 Нью-Йоркского расследования министерства юстиции по вопросам радикализма появилась запись: Доктор Юлиус Геккер – методист и революционный социалист.

Далее: "Под Красным Треугольником"
Tags: "враги народа", жертвы сталинских репрессий, религиозная политика, религиозное сознание, церковь
Subscribe

  • Ленинград. 1964

    Приобрел в коллекцию любопытный набор открыток с видами Ленинграда. Набор хорош тем, что многие виды в нем нетиповые, а на сфотографированных улицах…

  • Ярославль. Соварх

    Я уже сделал несколько постов, посвященных советской архитектуре Ярославля. Сегодняшний пост продолжит эту тему и посвящен будет сразу нескольким…

  • Петербург. Николаевская набережная

    Пополнил свою коллекцию тремя дореволюционными открытками с видами Николаевской набережной (ныне - набережная Лейтенанта Шмидта). Особый интерес им,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment