Николай Славнитский (Николай Славнитский) wrote in history_russia,
Николай Славнитский
Николай Славнитский
history_russia

Category:

Структура Музея Города в 1920-е годы

Славнитский Н. Р. Структура Музея Города в 1920-е годы / /Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Вып. 21. СПб., 2011. С. 84-100.

По сути дела - продолжение истории, изложенной в работе о городском музее (http://history-russia.livejournal.com/2519.html)
В октябре 1918 г. в Петрограде был создан Музей Города. Как отмечал его директор, Л.А. Ильин, «возникновение Музея Города не явилось результатом длительного процесса а, как многие значительные начинания настоящего времени, произошли быстро и со стороны может показаться даже случайно». Дело в том, что весной 1918 г. В.Р. Менжинской был поднят вопрос об использовании Аничкова дворца. К решению этой задачи она привлекала В.Я. Курбатова, а тот, в свою очередь, – Л.А. Ильина. После недолгого обсуждения они пришли к выводу, что дворцовый комплекс не подходит для размещения в нем учебного заведения, а наиболее рациональным способом его использования является создание нового музея, причем оба высказались за создание Городского (муниципального) музея, где были бы «были бы освещены все стороны жизни и деятельности жизни города вообще и не по отношению к Петрограду только, а распространительно на представление о городе вообще в мировом его понимании и уже потом дать картину особенностей русских городов и в частности Петрограда»[1].


В Положении о Музее подчеркивалось что «ему предоставлен круг работ максимального радиуса», то есть предполагалось, что он отнюдь не будет музеем города Петрограда, также не музеем только русских городов, а музеем, «долженствующим дать представление о городе вообще». Слово «город» в титуле музея приводилось в собирательном смысле. Главной задачей Музея города было собирание, хранение и экспонирование материалов и предметов, раскрывающих картину жизни города, главным образом состояния и развития городского хозяйства, роли и значения для городов санитарии и гигиены[2].

Структура Музея Города складывалась несколько лет, и на ее формирование в 1918 г. оказали основное влияние два обстоятельства. В первую очередь, состав коллекций – как известно, основным ядром стали экспонаты Музея городской управы Петрограда. Но не менее важную роль в этом сыграли и те представители интеллигенции, что стояли у истоков Музея. В состав предварительной комиссии, созданной летом 1918 г. под председательством В. Р. Менжинской, вошли Л. А. Ильин, В. Я. Курбатов, С. С. Жихарев, В. С. Либрович А. П. Брызгалова, В. С. Андерсон и Л. И. Жевержеев[3]. В августе 1918 г. комиссия была преобразована в Рабочую коллегию музея (впоследствии Совет музея), в которую были также включены новые члены – З. Г. Френкель, М. Н. Петров, Е. К. Замысловская, Г. Д. Дубелир[4]. Именно эти люди и стали организаторами Музея и возглавили отделы.

В июне 1918 г. Рабочая комиссия пришла к выводу, что музей должен состоять из 10 отделов: 1) Культурно-просветительного, 2) Медицинского, 3) Технического, 4) Архитектурного, 5) Искусства, 6) Театрального, 7) Библиотечного, 8) Статистического, 9) Благотворительности, 10) Общественной жизни[5]. Однако по положению было образовано только семь отделов: 1) Социальный (статистика, благотворительность, социальная помощь и общественная жизнь), 2) Охраны здоровья, 3) Архитектурно-строительный, 4) Технический, 5) Культурно-просветительный, 6) Библиотечный, 7) Искусства в жизни города[6]. Чуть позже было образовано Бюро городов[7], а также Художественный отдел. Кроме того, отдел охраны здоровья в городах, составленный на основе уже упоминавшихся гигиенических выставок, позже получил наименование «Отдел коммунальной и социальной гигиены»[8]. Помимо этого, некоторое время существовал Театрально-зрелищный и музыкальный отдел музея[9].

18 сентября 1919 г. была утверждена следующая структура[10]:
1) Архитектурный отдел (Л.А. Ильин)
2) Отдел Охраны здоровья (З.Г. Френкель)
3) Технический отдел (Г.Д. Дубелир)
4) Культурно-Просветительный отдел (Е.К. Замысловская)
5) Художественный отдел (В.Я. Курбатов)
6) Музей Старого Петербурга (П.П. Вейнер)
7) Социально-Экономический отдел (М.П. Капица)
8) Административный с присоединением к нему финансового подотдела и необходимой его частью Бюро Городов (М.Н. Петров).
В состав отделов входили, кроме заведующих, их помощники, хранители и эмиссары.

Остановимся теперь поподробнее на каждом из подразделений.

На Бюро городов, созданное по инициативе З. Г. Френкеля и Л. А. Ильина[11], были возложены функции: оповещение советских учреждений о работе Музея Города и сбор сведений об их деятельности, осуществление связей с различными общественными и правительственными учреждениями и организациями в России и за границей, организация библиотеки муниципальных журналов и газет (а также обработка прессы и предоставление отделам Музея сведений, которые могли бы их заинтересовать). Однако оно просуществовало недолго и уже в сентябре 1919 г. было включено в состав Административного отдела, а позже расформировано.

Задачей Административно-организационного подотдела являлось собирание и представление материалов, характеризующих принципы городского управления. Для этого подотдел воспользовался материалами, собранными Бюро городов, а также литературой по городскому управлению, переданными ему из библиотеки. Чуть позже в него стали поступать материалы «текущего момента» от местных совдепов (как документы, так и фотографии). Кроме того, в Музей был передан архив бывшей Коломенской районной думы.

Интересна судьба Художественного отдела. Данное подразделение, которое возглавил В.Я. Курбатов (ставший также заместителем директора музея), предполагалось устроить в виде временных выставок (ввиду существования Музея Старого Петербурга)[12]. Отдел развернул бурную деятельность, и к концу января 1919 г. им была подготовлена выставка «Виды Петрограда и его окрестностей» – первая выставка, открытая Музеем Города[13]. В 1919 г. в состав этого отдела была включена также экспозиция «Внутреннего убранства жилья», созданная в особняке графини Карловой (набережная Фонтанки, д. 46), который был передан Музею Города еще 16 ноября 1918 г.[14] В июле 1919 г. директор отмечал, что «что Художественный отдел теперь не только консультант, но и фильтр, пропускающий материал до передачи его в другие отделы и хранитель материала специально-художественного характера»[15].

Но постепенно этот отдел был преобразован – часть экспонатов была передана в Музей Старого Петербурга (как и предполагалось изначально), а на основе остальной части коллекции были созданы отдел Искусства в жизни города и Садово-парковая секция, находившаяся в составе отдела Архитектуры города.

Кроме того, что при образовании музея в Аничковом дворце помещения Александра III и Марии Федоровны в Аничковом дворце были включены в его состав и получили название «Исторических комнат». Их обустройством также занимался Художественный отдел, а в 1920 г. они были «переданы» в подчинение отдела «Искусство в жизни города»[16].

Отдел Коммунальной и социальной гигиены с самого начала существования имел наибольшую коллекцию (наряду с Музеем Старого Петербурга) среди всех остальных отделов Музея, так как в него уже летом 1918 г. поступили материалы гигиенических выставок. Первоначально эти материалы были размещены в 6 комнатах одного из задних флигелей на усадьбе Аничкова дворца рядом с манежем. Предметом изучения этого отдела, названного в 1918 г. Отдел охраны здоровья в городах, стал город и его население, как социально-экономическая и коммунально-хозяйственная организация[17].

В коллекцию этого отдела входили материалы по канализации, санитарным требованиям к жилищу и жилищным условиям в городах, водоснабжению, благоустройству улиц, кладбищенскому делу; а также «материалы, характеризующие влияние крупных фабрично-заводских предприятий на санитарное состояние городских районов» и «материалы по развитию в городах специальных болезней и по освещению общих основ санитарного обслуживания населения в городах и во внегородских местностях»[18].

Театрально-зрелищный и музыкальный отдел просуществовал недолго. Как уже отмечалось, его создание предполагалось в первоначальном варианте Положения о музее, но в утвержденном Положении такое подразделение не значилось. Тем не менее отдел некоторое время функционировал под руководством Л. И. Жевержеева. Основные задачи подразделения были сформулированы следующим образом: 1) всестороннее освещение роли театра и зрелищ в культурной жизни города; 2) собирание иллюстрированных изданий, гравюр эстампов, фотографий и т.п. театрально-зрелищной жизни города; 3) составление справочной библиотеки; 4) собирание планов, проектов театральных сооружений и их театрально-технического оборудования[19]. В феврале 1919 г. отделом был организован цикл лекций «Театр в жизни города» (эти лекции читал П. О. Морозов), но вскоре эта деятельность была приостановлена из-за незначительного числа слушателей (на лекции приходило 15 – 25 человек). Планировалось также открытие выставки «Народного театра»[20], однако подготовить ее не удалось, а вскоре отдел прекратил существование.

Архитектурный отдел был создан в 1919 г. и первоначально назывался Архитектурно-строительным отделом. Заведующим этим подразделением с самого начала являлся Л. А. Ильин. Его усилиями здесь была создана одна из наиболее значительных экспозиций музея. Основой для коллекции отдела стал «Архив строительных предположений» царствования Николая I (7 атласов, 23 тома, 598 листов чертежей), обнаруженный в Аничковом дворце, а также различные чертежи, планы, фотографии[21]. Официальное открытие Отдела состоялось 6 октября 1922 г., а полностью для посетителей он был открыт 2 июля 1923 г.[22]

Экспонаты Технического отдела первоначально должны были освещать «технические вопросы, входившие в ведение городского управления»: 1) пути сообщения (сухопутные, в том числе улицы, мосты, транспорт; водные), 2) водоснабжение, 3) очистка города, 4) освещение, 5) сношения в городе (почта, телеграф, телефон), 6) пожарное дело[23]. Выставочные помещения были готовы уже к февралю 1919 г., однако развернуть свою деятельность таким образом сотрудникам отдела не удалось, и вскоре он был расформирован (точная дата не известна, скорее всего, это произошло в ходе переподчинения музея, но в мае 1920 г. отдел еще функционировал, и в состав его коллекции планировали передать материалы о появлении трамваев в Санкт-Петербурге[24]). Большая часть материалов (в первую очередь, по планировке и застройке городов) была передана в Архитектурный отдел[25].

Социально-экономический отдел возник последним из подразделений Музея Города и некоторое время даже не имел собственных помещений. В первую очередь, сотрудники отдела занялись сбором статистического материала о рабочем и жилищном вопросах, а также составлением диаграмм, характеризующих «рабочие бюджеты в связи с ростом цен на предметы первой необходимости»[26].

Культурно-просветительный отдел Музея города просуществовал недолго – когда встал вопрос о сокращении штатов (а это произошло уже в январе 1919 г.) заведующая отделом Е. К. Замысловская заявила, что все сотрудники отдела получили приглашение принять университетские кафедры в провинции, поэтому провести сокращение в этом отделе можно очень легко[27]. Однако тогда это предложение не было принято, и отдел продолжил свою деятельность, подготовив в 1919 г. две выставки – «Игрушка и ее значение в жизни ребенка» и «Букварь и детская книга»[28].

Структура Библиотечного отдела периодически менялась. Необходимость создания при музее библиотеки осознавалась с самого начала, и в то же время уже в апреле 1918 г. (то есть при обсуждении структуры и функций будущего музея) Л. А. Ильин говорил о возможности существования библиотеки для каждого отдела[29]. Поэтому в каждом из отделов возникали свои библиотеки. Для создания общей библиотеки ее заведующим В. М. Андерсоном были предприняты попытки добиться передачи в музей книжных собраний библиотеки Министерства внутренних дел (70 000 книг), библиотеки Комитета трудовой помощи (600 книг), библиотеки бывшего Главного Управления по делам местного хозяйства[30]. Этого сделать не удалось, и библиотека пополнялась за счет отдельных поступлений книг, не нужных другим отделам, а большая часть книг была передана из «эвакуированных» библиотек Варшавы, Вильно, Риги, Юрьева и т.д.[31] (эти города в результате Гражданской войны оказались за пределами России). В июне 1920 г. по предложению Я. Д. Щупака в библиотеку были переданы все материалы (справочники, периодические издания) ликвидированного незадолго до того Бюро Городов[32]. В то время она размещалась  в особняке графини Карловой на набережной реки Фонтанки[33].

Кроме того, в конце января 1919 г. П. Ю. Сюзор обратился к директору Музея с предложением создать отдел Пострадавших от войны городов и мер и средств или способов их восстановления, посвященный разрушениям городов в годы Первой мировой войны. По мнению автора записки, материалы отдела должны были отображать:

1) Картину существующего положения городов, пострадавших от войны. Общие планы городов с обозначением на них пострадавших частей. Снимки, чертежи, описания главнейших зданий, изувеченных действиями неприятеля или вызванных ими пожарами (снимки, чертежи и описания разрушений и настоящего положения пострадавших памятников и зданий, художественного или исторического значения);

2) проекты и предположения правительств и местных управлений городских по восстановлению городов и селений в первоначальный или измененный вид;

3) собрание образцов строительных материалов как естественных так и искусственных применяемых в разных городах с данными о их огнеупорности, прочности;

4) законоположения, обусловливающие расположение построек, свободных пространств, улучшения, украшения городов и прочая литература;

5) способы и меры и средства для практического осуществления восстановления городов – финансовая сторона – и достигнутые результаты[34].

Это предложение 14 февраля 1919 г. было передано на заключение в Архитектурный и Технический отделы, однако предложенный им отдел так и не был создан (возможно, помешала смерть П. Ю. Сюзора, заключения отделов обнаружить не удалось)[35].

Однако со временем Народный комиссариат просвещения все меньше внимания стал уделять Музею Города, сразу возникли проблемы с финансированием. Уже в январе 1919 г., когда члены Комитета служащих музея по совету товарища Народного комиссара просвещения Гринберга решили обратиться к председателю Музейной коллегии Г. Ятманову за содействием в поиске средств, выяснилось, что «тов. Ятманов отнесся чрезвычайно отрицательно к самому существованию Музея Города, который он считает даже нелегальным учреждением»[36].

При этом в органах управления городского хозяйства Петрограда не отказались от идеи создания музея. Городская Дума формально продолжала существовать еще некоторое время после Октябрьской революции, но в сентябре 1918 г. Советом комиссаров Союза коммун Северной области не было издано постановление об окончательном ее упразднении. К этому времени управление местным хозяйством уже полностью сосредоточилось в советских органах[37].

28 июня 1919 г. на заседании Совета по урегулированию плана города Петрограда и его окрестностей было принято решение: «организовать Музей города как показательную школу для предприятий, в котором помещалось бы все от внешности города до внутреннего убранства комнат»[38]. 14 августа В. В. Степанов на заседании Совета сделал развернутый доклад о музее В результате прений, в ходе которых поднимался также и вопрос о возможности «связать» Музей Города, находящийся в другом ведомстве, с Советом Коммунального хозяйства, был принципиально решен вопрос о необходимости создания Музея города Петрограда[39].

После этого заседания Степанов внимательно ознакомился с состоянием дел  в Музее Города[40] и в середине сентября выступил на одном из следующих заседаний Совета по урегулированию Петрограда, где подчеркнул, что Музей Города перестает быть «жизнеспособным учреждением» и «склоняется к разложению». Председатель Совета Коммунального хозяйства Л. М. Михайлов, присутствовавший на том заседании, согласился с необходимостью учреждения музея города Петрограда и предложил поставить вопрос «об ускорении разложения Музея Города в смысле передачи в Музей Городского Строительства тех отделов и их оборудования, которые имеют отношение к Петрограду и должны быть в Новом Музее». В. С. Кривенко обратил внимание и на необходимость помещения для музея. Так как свободных площадей у органов управления городского хозяйства не было, то для этой цели он предложил воспользоваться частью помещений Аничкова дворца[41]. То есть в сентябре 1919 г. в Совете Коммунального хозяйства сформировался план создания Музея города Петрограда на основе части коллекций Музея Города (той, которая имела непосредственное отношение к Петрограду), а также использования для этого части помещений Аничкова дворца, который занимал в все тот же Музей Города.

Надо сказать, что Музей Города в тот период находился в очень тяжелом положении. В октябре 1919 г. выяснилось, что финансовое положение Музея очень неопределенное (смета на второе полугодие 1919 г. не прошла). Рабочая Коллегия собиралась послать одного из членов в Москву для выяснения настоящего положения Музея[42]. Однако командировка не принесла никаких результатов – стало ясно, что наркомат просвещения не в состоянии содержать Музей Города, находящийся в Петрограде.

Той же осенью свалилась и еще одна напасть:  в период наступления на Петроград войск Н. Н. Юденича в октябре 1919 г. были использованы для целей обороны укрепленного района. Ввиду этого неотложного мероприятия все экспонаты отделов, библиотечные фонды, а также материалы делопроизводства Музея были спешно сняты с мест и сложены в очень ограниченном помещении, в том случайно беспорядочном состоянии, к какому обязывает поспешность военного времени. К восстановлению прежнего порядка в отделах администрация приступила только с 1 апреля следующего года (зимой, как известно, разразился и топливный кризис, что не позволило вести нормальную работу в неотапливаемых помещениях)[43].

В этой ситуации (а в 1920 г. ситуация с финансированием не улучшилась) руководство Музея Города приняло решение на перевод в ведомство Совета Коммунального хозяйства.

Первая официальная встреча между руководством музея и представителями органов управления городского хозяйства Петрограда состоялась 5 мая 1920 г., на одном из заседаний Рабочей коллегии Музея Города[44]. Тогда четко обозначились мнения сторон – руководители Совета Коммунального хозяйства настаивали на создании Музея города Петрограда и расформировании отделов, не имеющих отношения к истории Санкт-Петербурга – Петрограда, а руководители Музея Города отстаивали необходимость сохранения Музея Города. По итогам заседания было принято решение образовать Согласительную комиссию в составе трех членов от Рабочей Коллегии Музея Города и трех от Совета Коммунального хозяйства для непосредственного рассмотрения и согласования существующей программы Музея Города и имеющейся в Совете Коммунального хозяйства программы Музея города Петрограда.

Согласительная комиссия, председателем которой стал Л. А. Ильин[45], впервые собралась 11 мая 1920 г. При обсуждении названия большинство членов согласились с тем, что суживать его не следовало бы, и характер работы музея должен оставаться прежним. При этом допускалась «стать на практическую точку зрения и прибавить к нынешнему названию слово «Петрограда» (по сметным соображением)». Против такой постановки вопроса выступил Степанов, подчеркнувший, что «переход Музея Города должен быть произведен так, чтобы цели Музея Города и Совкомхоза могли быть соединены и по возможности без ущерба как для той, так и для другой стороны… Здесь не детали, а вся конструкция и если бы в Музее Города не нашла себе достаточного отражения петроградская жизнь, то он не представлял бы особого интереса для Совета Коммунального хозяйства»[46].

Спустя несколько дней он огласил разработанную им программу, по которой музей предполагалось разделить на два отдела: а) Исторический (история города, городского управления); б) Музей городского благоустройства и городского хозяйства. Исторический отдел он хотел разделить на несколько подотделов по хронологическому принципу, а второй отдел должен был состоять из 19 подотделов: 1) Естественно-исторический, 2) Планировка города и его застройка, 3) Пути сообщения, 4) Водоснабжение, 5) Освещение, 6) Очистка города, 7) Строительное дело и жилищный вопрос, 8) Пожарное дело, 9) Население, 10) Продовольствие, 11) Народное здравие, 12) народное образование, 13) Пути сношения, 14) Торгово-промышленный, 15) Труда, 16) Социального обеспечения, 17) Театр и зрелища, 18) Спорт, 19) Общий отдел (по преимуществу статистический), дающий представление о развитии деятельности органов городского управления в различных отраслях городского хозяйства, его финансовом положении, а также о развитии муниципализации в области производства, торговли и удовлетворения потребностей населения[47]. В ходе обсуждения выяснилось, что принципиальных расхождений в программах нет (со стремлением Степанова выделить Петроград никто не возражал), некоторое несоответствие лишь во взгляде на то, как и какой должен быть представлен материал в отделах[48].

На одно из следующих заседаний (1 июня) был приглашен представитель отдела Научных учреждений и высших учебных заведений Наркомата просвещения М. Д. Орехов, который заявил, что отдел ничего не имеет против перехода Музея Города из его ведения в Совкомхоз, но высказал пожелание, чтобы в научно своей деятельности музей все же и в дальнейшем находился в тесном контакте с Коллегией научных музеев Наркомпроса[49].

После этого дело было передано на рассмотрение центральных органов в Москву, где вопрос решился очень быстро, и с 1 июля музей города перешел в подчинение Совета Коммунального Хозяйства. В акте[50] отмечалось, что Музей Города остается в Петрограде и получает название Музея Города Петрограда. В этом же документе оговаривалось, что Музей состоит непосредственно в ведении Совета Коммунального Хозяйства и его Председателя. Музей по вопросам научной своей деятельности находится в постоянном общении с Музейной Коллегией Научного отдела Компроса (Комитета просвещения). При этом за музеем сохранялись все прежние помещения, и в нем сохранились все коллекции.

Чуть позже Отдел Градостроительства разработал и принципы дальнейшей деятельности музея[51], которыми предусматривалось, что в обязанности Музея входит:

А) Собирание предметов, отражающих строение и развитие городов и поселений и отраслей их хозяйств в прошлом и настоящем, в положительном и отрицательном отношениях.

Б) систематизация этих предметов и образование постоянной показательной выставки по всем отраслям градостроительства и коммунального хозяйства.

В) организация осмотров публикой этих выставок и объяснение ей значения выставленных предметов и хода развития градостроительства и Коммунального хозяйства.

В новом Положении обращает на себя внимание первый пункт, в соответствии с  которым на Музее лежало собирание коллекций, отражающих развитие городов, а не только города Петрограда. Это означало, что идеи В.В. Степанова (он, к слову, уже не принимал участия в работе музея) не были приняты, и за музеем сохранилось прежнее название – Музей Города. В целом сохранилась и старая структура музея – он состоял из 12 отделов: 1) Старого Петербурга; 2) Социально-экономический; 3) Охраны Здоровья; 4) Водоснабжения и канализации; 5) Освещения; 6) Связи и сношений (этот отдел так и не был развернут – Н.С.); 7) Путей и средств сообщений; 8) Пожарный; 9) Архитектурно-строительный; 10) Садовый; 11) Искусства в жизни города; 12) Культурно-Просветительный. В каждом из этих отделов была создана историческая часть[52].

При этом коллекции, находившихся в «Исторических комнатах» императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, находившиеся по-прежнему в ведении Музея Города, юридически осталось в ведении Музейного отдела Комиссариата Народного просвещения[53] (а сотрудники, обеспечивавшие сохранность коллекции, оказались в подчинении Отдела по охране, учету и регистрации памятников искусства и старины[54]). Однако два года спустя, в 1924 г. «Исторические комнаты» снова оказались в подчинении Музея Города входили в состав Архитектурного Отдела[55].

В феврале 1921 г. Музей состоял из следующих отделов[56]:
1. Социально-экономический – зав. Михаил Петрович Капица.
2. Охраны здоровья – зав. Захар Григорьевич Френкель.
3. Технический – зав. Григорий Дмитриевич Дубелир.
4. Архитектурно-строительный – зав. Лев Александрович Ильин.
5. Искусства в жизни города – зав. Владимир Яковлевич Курбатов.
6. Культурно-просветительный – зав. Екатерина Константиновна Замысловская.
7. Музей Старого Петербурга – зав. Петр Петрович Вейнер.
8. Справочное бюро – зав. Яков Давыдович Щупак.

При сравнении Положения 1920 г. и структуры музея в феврале 1921 г. можно обратить внимание на появление Технического отдела. Фактически это был новый отдел, задачей которого являлось освещение вопросов об обеспечении городов: 1) энергией для производства и транспортом для перевозки сырья и продуктов производства и 2) специальными устройствами для оказания населению города общественных услуг и транспортом для перевозки населения по территории города[57]. Однако функционировать этот отдел начал только в конце 1927 г.[58]

Серьезные изменения произошли в структуре библиотеки. Дело в том, что в состав Музея была включена Фундаментальная библиотека отдела градостроительства, которую было решено объединить с музейной библиотекой (туда допускались все граждане, но на дом книги выдавались только сотрудникам музея). В 1921-1923 гг. она именовалась Фундаментальной библиотекой[59],  а в 1924 г. она вошла в состав созданного Библиотечно-информационного отдела[60]. В состав этого отдела, помимо библиотеки, входили Секция организации коммунального хозяйства и Научно-справочное бюро, собиравшее справочный материал по вопросам коммунального хозяйства СССР, Западной Европы и Америки консультирует как по вопросам теоретическим, так и по практическим касающимся организации коммунального хозяйства на местах[61].

Кроме того, самостоятельным подразделением являлся Отдел Внутреннего Убранства жилья, расположенный в бывшем особняке графини Карловой (набережная Фонтанки, д. 46), который был включен в состав Музея Города в марте 1919 г.[62] Эта секция организационно была включена в состав Архитектурного отдела[63],  но в то же время состояла на хозрасчете, причем бюджет его составлялся из суммы входной платы, получаемой от посетителей Отдела, а также из сумм, получаемых от квартплаты сдававшихся 5 квартир[64].  Для посетителей эта экспозиция была  открыта в 1924 г.[65]

Однако уже к 1923 году структура несколько изменилась:
1) Организации коммунального хозяйства (при нем справочное бюро);
2) Социально-Экономический;
3) Коммунальной и Социальной гигиены;
4) Технический;
5) Архитектуры Города;
6) Искусства в жизни города;
7) Коммунального просвещения (отдел просвещения в жизни Города);
8) Музей «Старый Петербург».
9) Фундаментальная библиотека.[66]

Кроме того, летом 1923 г. в состав отдела Коммунальной и социальной гигиены был переведен с территории городских боен Мясной музей[67].

[1]              ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 3. Л. 49.
[2]              Шпиллер Р.И. Государственный Музей истории Ленинграда // Музей и власть. М., 1991. Ч. 2. С. 152.
[3]              ЦГАЛИ СПб. Ф. 72. Оп. 1. Д. 3. Л. 49.
[4]              Шпиллер Р.И. Государственный Музей истории Ленинграда // Музей и власть. М., 1991. Ч. 2. С. 151.
[5]              ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 2. Л. 1.
[6]              Там же. Л. 12.
[7]              Впервые мысль о создании такого подразделения была высказана в середине октября после доклада З.Г. Френкеля о финляндском бюро городов. (ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 6. Л. 31; Д. 7. Л. 44 об. - 45.). А в Музее Города Бюро городов создано 18 ноября 1918 г. – ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 6. Л. 36; Д. 7. Л. 65 об. - 66.
[8]              Музей Города к Октябрю 1927 г. Л., 1928. С. 36-37.
[9]              ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 8.
[10]             Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 2. Л. 175.
[11]             На заседании Рабочей Комиссии 10 октября Было рассмотрено заявление З.Г. Френкеля о финляндском Бюро Городов, после чего Л. А. Ильин предложил создать аналогичное Бюро в Музее Города – ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 6. Л. 31; Д. 7. Л. 44 об. - 45.
[12]             ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 12. Л. 8.
[13]             Выставка была открыта 26 января 1919 г., а за первые два месяца ее посетило 6118 человек – ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 5. Л. 2.
[14]             Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 2. Л. 100-101.
[15]             Там же. Л. 157.
[16]             ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 27. Л. 66.
[17]             Музей Города к Октябрю 1927 г. Л., 1928. С. 35.
[18]             Там же.
[19]             ЦГАЛИ СПб. Ф. 72. Оп. 1. Д. 5. Л. 4 ОБ.
[20]             Там же. Л. 5 об.
[21]             Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 17. Л. 9.
[22]             Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 32. Л. 7.
[23]             ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 1. Л. 17.
[24]             ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 15. Л. 20.
[25]             Музей Города к Октябрю 1917 года. Л., 1928. С. 54.
[26]             ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 2. Л. 63.
[27]             Журнал заседания Рабочей Коллегии Музея Города 13 января 1919 г. // ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 28. Л. 4.
[28]             ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 2. Л. 67.
[29]             Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 1. Л. 4.
[30]             Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 1. Л. 29;  Д. 9. Л. 1.
[31]             Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 17. Л. 13.
[32]             Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 2. Л. 212.
[33]             Там же. Д. 23. Л 27 об.
[34]             ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 12. Л. 2.
[35]             Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 1. Л. 89.
[36]             Журнал заседания Рабочей Коллегии Музея Города 13 января 1919 г. // ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 28. Л. 3. Интересно, что в апреле 1929 г. Г. Ятманов был назначен директором Музея Города, правда, находился на этом посту недолго. – Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 40. Л. 50.
[37]             Петроград на переломе эпох. Город и его жители в годы революции и гражданской войны. СПб., 2000. С. 14.
[38]             ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 38. Л. 6 об.
[39]             Там же. Л. 23.
[40]             В этой связи можно отметить и один интересный факт – в январе 1919 г. Виктор Владимирович читал в Музее Города лекции по статистике и уже тогда имел некоторое представление о состоянии дел в этом учреждении – Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 7. Л. 5.
[41]             ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 38. Л. 25.
[42]             Там же. Д. 9. Л. 53.
[43]             Там же. Д. 3. Л. 25.
[44]             Там же. Д. 32. Л. 8-9.
[45]             В состав комиссии вошли М.П. Капица, В.Я. Курбатов, З.Г. Френкель; М.П. Рославлев, В.В. Степанов, А.Д. Шмидт.
[46]             ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 32. Л. 12-13.
[47]             Там же. Л. 16 об.
[48]             Там же. Л. 17-19.
[49]             Там же. Л. 21.
[50]             Там же. Д. 69. Л. 3.
[51]             Там же. Д. 34. Л. 1.
[52]             Там же. Д. 4. Л. 1-2.
[53]             Там же. Д. 3. Л. 6.
[54]             Журнал заседания Совета Отдела по охране, учету и регистрации памятников искусства и старины. 2 февраля 1922 г. // ЦГАЛИ. Ф. 36. Оп. 1. Д. 123. Л. 1.
[55]             Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 37. Л. 5.
[56]             ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 3. Л. 24.
[57]             Музей Города к Октябрю… С. 54.
[58]             ЦГА СПб. Ф. 3199. Оп. 2. Д. 200. Л. 109.
[59]             Музей. Т. 1. 1923 г. С. 71.
[60]             ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 3. Л. 42.
[61]             ЦГА СПб. Ф. 3199. Оп. 2. Д. 201. Л. 1.
[62]             ЦГАЛИ. Ф. 36. Оп. 1. Д. 341. Л. 1.
[63]             Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 37. Л. 5.
[64]             ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 156. Л. 39.
[65]             ЦГАЛИ. Ф. 72. Оп. 1. Д. 3. Л. 42; Ленинградская правда. 1924. № 239. 18 октября. С. 6.
[66]               Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 32. Л. 6;  Музей. 1923. Т. 1. С. 71.
[67]             Научный архив ГУК ГМИ СПб. Оп. 1. Д. 32. Л. 7.
[68]             Вопросы коммунального хозяйства. 1928. № 10. С. 105.
[69]             Конрад-Яворский А. Музей Города приближается к производству // Вопросы Коммунального хозяйства. 1930. № 5. С. 65.
[70]             Конрад-Яворский А. Музей Города приближается к производству // Вопросы Коммунального хозяйства. 1930. № 5. С. 65.
[71]             Шпиллер Р. И. Государственный Музей истории Ленинграда // Музей и власть. М., 1991. Ч. 2. С. 156.
Tags: 1910-е, 1920-е, Санкт-Петербург, музеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments