Виктор Петрович Данилов (1925-2004)— ведущий историк-крестьяновед России последней трети XX – начала XXI века.
Выпускник исторического факультета Оренбургского пединтитута в 1950 г. В 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Создание материально-технических предпосылок коллективизации сельского хозяйства в СССР». На мой взгляд, искренний «шестидесятник»-антисталинист, как и большинство молодых историков, вступивших в науку в атмосфере хрущевских разоблачений. В начале 1960 г. возглавил группу историков, которые подготовили двухтомную монографию, пересматривающую просталинскую концепцию коллективизации, однако, снятие Хрущева издание этой монографии остановило.
В 1977-1979 гг., выбрав безопасный для историков период советской истории, опубликовал две, ставшие сразу образцовыми по полноте использования источников монографии:
Данилов В.П. Советская доколхозная деревня: население, землепользование, хозяйство. - М.: Наука, 1977.
Данилов В.П. Советская доколхозная деревня: социальная структура, социальные отношения. - М.: Наука, 1979.
В «Перестройку» активно публиковался со статьями о «белых пятнах» советской истории, немало способствовав перелому общественного сознания в сторону «рыночных реформ». Ельцина при этом презирал. Начал сотрудничать с англичанами, вместе с Т.Шаниным создал Центр крестьянских и сельских реформ. С 1994 гг. руководил проектами по публикации сборников документов:
«Крестьянская революция в России. 1902–1922». М., 1994; «Филипп Миронов. Тихий Дон в 1917–1921 годах». М., 1997; «Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927–1939». Т. 1–5. М., 1999–2006; «Советская деревня глазами ВЧК–ОГПУ–НКВД. 1918–1939». Т. 1–3. М., 1998–2003; «Как ломали нэп… Стенограмма пленумов ЦК ВКП(б) 1928–1929 гг.». Т. 1-5. М., 2000; «Крестьянское движение в Поволжье. 1919–1922 гг.» М., 2002; «Крестьянское движение в Тамбовской губернии. 1917–1918 гг.» М., 2003; «Нестор Махно. Крестьянское движение на Украине. 1918–1921». М., 2006.
Значение В.П.Данилова прежде всего в том приоритете самого широкого использования первичных архивных источников, которому он следовал сам и значение которого он сумел показать остальным исследователям.
Умея подстраивать свои исторические трактовки под господствующий политический мейнстрим, В.П.Данилов оставил довольно противоречивое по свим выводам историографическое наследие, хотя и в целом отражающее его «шестидесятнические» взгляды.
В.П.Данилов входил в группу самых влиятельных крестьяноведов СССР-России, поддерживающих друг друга в научном мире.
Вышеуказанные монографии В.П.Данилова 1977 и 1979 гг. у меня в данный момент на руках. Если есть вопросы — спрашивайте.
В заключение приведу вывод Данилова, ставшего защитником кулачества в 1990-е гг., из монографии 1979 г.:
"...облик русского кулака 20-х годов - это далеко не фермер, организующий крупное производство и ведущий его на основе современной науки и техники, а в значительной мере старый русский "мироед", в целом фигура, социальная эволюция которой закончилась на половине пути между "мироедом" и фермером" (Указ.соч.С.347)
Выпускник исторического факультета Оренбургского пединтитута в 1950 г. В 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Создание материально-технических предпосылок коллективизации сельского хозяйства в СССР». На мой взгляд, искренний «шестидесятник»-антисталинист, как и большинство молодых историков, вступивших в науку в атмосфере хрущевских разоблачений. В начале 1960 г. возглавил группу историков, которые подготовили двухтомную монографию, пересматривающую просталинскую концепцию коллективизации, однако, снятие Хрущева издание этой монографии остановило.
В 1977-1979 гг., выбрав безопасный для историков период советской истории, опубликовал две, ставшие сразу образцовыми по полноте использования источников монографии:
Данилов В.П. Советская доколхозная деревня: население, землепользование, хозяйство. - М.: Наука, 1977.
Данилов В.П. Советская доколхозная деревня: социальная структура, социальные отношения. - М.: Наука, 1979.
В «Перестройку» активно публиковался со статьями о «белых пятнах» советской истории, немало способствовав перелому общественного сознания в сторону «рыночных реформ». Ельцина при этом презирал. Начал сотрудничать с англичанами, вместе с Т.Шаниным создал Центр крестьянских и сельских реформ. С 1994 гг. руководил проектами по публикации сборников документов:
«Крестьянская революция в России. 1902–1922». М., 1994; «Филипп Миронов. Тихий Дон в 1917–1921 годах». М., 1997; «Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927–1939». Т. 1–5. М., 1999–2006; «Советская деревня глазами ВЧК–ОГПУ–НКВД. 1918–1939». Т. 1–3. М., 1998–2003; «Как ломали нэп… Стенограмма пленумов ЦК ВКП(б) 1928–1929 гг.». Т. 1-5. М., 2000; «Крестьянское движение в Поволжье. 1919–1922 гг.» М., 2002; «Крестьянское движение в Тамбовской губернии. 1917–1918 гг.» М., 2003; «Нестор Махно. Крестьянское движение на Украине. 1918–1921». М., 2006.
Значение В.П.Данилова прежде всего в том приоритете самого широкого использования первичных архивных источников, которому он следовал сам и значение которого он сумел показать остальным исследователям.
Умея подстраивать свои исторические трактовки под господствующий политический мейнстрим, В.П.Данилов оставил довольно противоречивое по свим выводам историографическое наследие, хотя и в целом отражающее его «шестидесятнические» взгляды.
В.П.Данилов входил в группу самых влиятельных крестьяноведов СССР-России, поддерживающих друг друга в научном мире.
Вышеуказанные монографии В.П.Данилова 1977 и 1979 гг. у меня в данный момент на руках. Если есть вопросы — спрашивайте.
В заключение приведу вывод Данилова, ставшего защитником кулачества в 1990-е гг., из монографии 1979 г.:
"...облик русского кулака 20-х годов - это далеко не фермер, организующий крупное производство и ведущий его на основе современной науки и техники, а в значительной мере старый русский "мироед", в целом фигура, социальная эволюция которой закончилась на половине пути между "мироедом" и фермером" (Указ.соч.С.347)